Роль образа жизни в трансформации среды

Роль образа жизни в трансформации среды

Е.В. Боровская, к.пед.н.
Нижегородский институт развития образования, Россия

Среда становится средством воспитания в том случае, если она регулирует, корректирует и направляет образ жизни индивидуума. Но существует обратная зависимость, когда образ жизни сам оказывает влияние на качества среды, видоизменяет ее.
Наше исследование показало, что образ жизни человека предстаёт важным условием становления личности ребёнка школьного возраста. Он исполняет роль связующего звена между личностью и средой, преобразует сигналы среды в значимые для личности и обеспечивает приспособление человека к среде своего обитания.
В проведенном нами исследовании образ жизни человека определён как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными «способами бытия в со-бытиИ» [1]. Сущностная основа образа жизни как способа «бытия в со-бытиИ», его лингвистическая специфика и практическая значимость исследованы Ю.С. Мануйловым [3]. Е.Н. Трегубовой, Е.В.Боровской. Однако, в повседневной образовательной практике образ жизни человека, в т.ч. и школьника (ребёнка школьного возраста), остается за пределами внимания субъектов управления образовательным процессом.
Наше исследование подтвердило, представление ученых (Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Е.В. Орлова, А.М. Сидоркина) о том, что образ жизни человека, явление широкого плана и включает в себя деятельность только в качестве одного из несколько важных его компонентов. Образ жизни проявляется не только в деятельности, но и общении, привычном поведении, постоянном характере выражения отношений и свойственных тому или иному человеку действиях, которые не всегда протекают осознанно, но всегда стабильно. Отсюда незыблемый характер влияния среды на человека. Среда действует не прямо, приводя к изменениям в личности, а как бы исподволь, незаметно и продолжительное время. Личностным изменениям предшествуют определённые регуляционные процессы, которые меняют образ среды, вносят поправки в восприятие увиденного и услышанного; так или иначе, трансформируют ощущения и представления.
Целенаправленная социализация и воспитание невозможны без учёта среды пребывания людей и их образа жизни.
К средовым факторам воспитания обращались представители западного Средоведения, отечественной Педагогики среды, «системщики» 70-80 годов ХХ века». В той или иной мере средовое влияние на детей всегда учитывали педагоги-практики. Среда детского коллектива и школы исследовалась в научной лаборатории академика Л.И. Новиковой. В не потеряла своей значимости, вышедшая более тридцати лет назад ее книжечка «Школа и среда».
Нам представляется важным вернуться к материалам, которые на какой-то период времени ушли из поля зрения исследователей. Прежде всего, к тексту Л.И. Новиковой, которая писала: «Ю.С. Мануйлов определил пути превращения объективно существующей предметно-эстетической среды школы в среду, субъективно значимую для детей. Эти пути – актуализация, персонификация и персонализация. Что кроется за столь «мудреными» терминами? Что утверждается с их помощью?
Для того чтобы предметно-эстетическую среду сделать значимой для школьников, надо использовать ее потенциал в учебно-воспитательном процессе школы – на уроках, классных часах, … в различного рода внешкольных занятиях. Важно при этом, чтобы дети воспринимали предметно-эстетическую среду не как нечто существующее вне их, а как окружение, в котором присутствуют и их мысли и чувства, их труд, их «персона». Персонификация среды является результатом вмешательства в нее с целью ее сохранения и совершенствования. Персонализация среды – это создание своей собственной предметно-эстетической среды коллективами, функционирующими в школе. Детские объединения испытывают потребность в такой персонализированной среде. Они украшают … все то, что они считают «своим». И эта «своя», персонализированная среда играет важную роль в укреплении той общности, в которой она создается…» [6].
Только со временем понимаешь, что ещё при осмыслении предметно-эстетической среды [4] зарождался средовой подход в воспитании [5], дающий повод для серьёзного переворота во взглядах на педагогический процесс.
В своей кандидатской диссертации Ю.С. Мануйлов подчеркивал, что среда не всегда оценивается детьми по достоинству, зачастую у них отсутствует адекватное восприятие. «К примеру, благородное может казаться архаичным, эстетически непритязательное – банальным, лишенным значимости, подлежащим преобразованию, полезное – обычным, истинное – несовременным и пр.». [4; с. 142].
Уже тогда была подмечена автором специфика восприятия детьми своего окружения. Небезосновательно считать, что процесс личностного роста человека начинается не с преобразовательных действий, а с восприятия действительности. Выделенные Ю.С. Мануйловым условия (актуализация, персонализация, персонификация среды), обеспечивающие эффективность влияния среды на личность ребёнка можно считать важными этапы целесообразной организации взаимодействия школьников со средой.
Чтобы возможности среды оказались востребованы важно не только удовлетворять, но и формировать у детей надлежащие потребности, формировать умения правильно воспринимать и должным образом оценивать среду [4;]. Необходимо актуализировать все положительные и нейтрализовывать отрицательные возможности окружения.
Демонстрацией эффективности данных теоретических положений может служить опыт школы № 1 г. Семёнова (директор Л.Д. Штурмина) и «Мотовиловской СОШ Арзамасского района Нижегородской области (директор Т.Л. Хмельникова). Педагоги этих школ благодаря умелому включению детей и встраиванию их образа жизни в средообразовательную деятельность, смогли значительно улучшить характеристики предметно-эстетической среды школы и сформировать у учащихся положительное к ней отношение. Школами были последовательно осуществлены актуализация эстетических ценностей, персонализация школьной территории и персонификация объектов среды. Если для Семёновской школы главными были эстетические ориентиры [2], то педагоги Мотовиловской школы сумели идею актуализации, персонализации и персонификации среды связать с культурно-историческим наследием территории и воспитанием культурной идентичности. [7].
Опыт показал, что персонализация среды возможна лишь при условии ее обживания и контроля со стороны учащихся. Персонификация, соответственно в том случае, если детям позволяется участвовать в эстетизации школьной среды, эстетически преобразовывать ее в соответствии со своим вкусовыми предпочтениями, воплощать творческие идеи в практику. Актуализация может стать результатом обучения детей художественному видению, овладения ими системой художественно-эстетических ценностей Если педагоги учат детей видеть прекрасное, воспринимать историю своего рода, ценить здоровье, то предоставляемые школьной средой в этом плане возможности, вряд ли, окажутся незамеченными. Проблематично использовать ресурсы среды без обращения к образу жизни ее обитателей. К примеру, если детей не допускают к оснащению, оформлению школьной территории, если эстетизация протекает без их участия, то это становится барьером на пути актуализации, персонализации и персонификации территории школы, что отрицательно скажется на процессе воспитания и личности ребенка. У школьника появятся необходимые компетенции (что-то иметь и уметь) только в том случае, если он будет приобщен к соответствующему образу жизни, который обеспечивает среда.
Мы полагаем, что для актуализации той или иной среды необходимо, чтобы способы питания и само питание (трофика среды) обеспечивали развитие школьника и формировали его вкус. Условием этого является вдумчивое осмысленное со-зерцание красивого, нравственно-полезного, духовно-укрепляющего; со-мнение в полезности разрушающих, обедняющих, отупляющих телесериалов; эстетическое со-переживание художественным образам, представленным на полотнах картин; со-прикосновение с чем-то возвышенным и прекрасным, да и просто красивым; психологическое со-гласие с условиями своего бытия и самим собой…)
Персонализация среды группой детей, коллективом школьников, каждым индивидуумом, требует наличия общего со-держания в делах, смыслах, чувствах; со-управления в организации общих дел, со-подчинения личных и общественных интересов…
И только на этапе персонификации, обогащённый знанием и личностным смыслом (невозможным, по нашему мнению, без знания), образ жизни позволит ребёнку самому выбирать необходимые способы бытия (со-зидание новой «эстетической реальности», со-здание школьной службы примирения, со-трудничество в учебной и исследовательской деятельности, со-творчество в оформлении школьной и пришкольной территории…)
Таким образом, дети смогут вос-принять личное «поле возможностей» для удовлетворения своих потребностей в созидательном проявлении своих сил, позиций, установок. Желание преобразовывать, совершенствовать среду на благо себе и другим людям – важный шаг к повышению социального воспитательного потенциала среды, в которой пребывает человек. Образ жизни человека, по сути, являющийся совокупностью стабильных способов «бытия в со-бытии», обусловливает качество управленческих действий педагогов (руководителей), обеспечивает осмысленное поведение детей и позволяет в полной мере использовать потенциал среды в практике школьного и социального воспитания.
Литературные источники:
1. Боровская Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – 192 с.
2. Боровская Е.В. Эстетическое преобразование среды как педагогический инструмент воспитания учащихся (опыт реализации практико-ориентированной теории) // http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,46097/
3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: монография. – М.; Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. – 157 с.
4. Мануйлов Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассника: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1985. – 183 с.
5. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1998. – 209 с.
6. Новикова Л.И. Школа и среда. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
7. Троицкая К. В., Троицкий М.Н. Создание культурно-исторической образовательной среды в МОУ «Мотовиловская СОШ» // Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной науч.-практ. конфер. 11-12 ноября 2011 г. / Под общ. ред. Т.Т. Щелиной. В 3-х частях. Ч. 1. – Арзамас: АГПИ, 2011.

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker