Предметно-эстетическая среда урока

Предметно-эстетическая среда урока
Е.Е. Кузнецова, учитель ИЗО
МОУ Каменской средней ОШ

По определению Ю.С.Мануйлова, доктора педагогических наук, «предметно-эстетическая среда — это совокупность предметных, символических, цветовых, световых и прочих характеристик пространства жизнедеятельности коллектива, которые в своей совокупности образуют устойчивый комплекс собственно эстетических, нравственно-эстетических, идейно-эстетических и других ценностей».
О предметно-эстетической среде урока часто вспоминают только при проведении открытого урока. А ведь обстановка класса, размещение детей на уроке — это то, с чем ученик сталкивается ежедневно, на каждом уроке. Урок изобразительного искусства уже сам по себе интересен тем, что невозможно провести этот урок, не создав определённую среду, способствующую формированию у ребёнка отношение к предмету, развивающую его внутренний мир. Невозможно говорить об искусстве, не создав для этого условия. По словам Ю.С.Мануйлова: «Рисуемый в сознании образ урока может вызвать радостные или тревожные чувства, сдерживать или будоражить воображение».
Для полноценного общения обучающихся расстановка мебели играет важную роль. Столы в моём кабинете стоят по периметру, что даёт возможность ребятам свободно общаться и передвигаться по классу. Так же важно не только то, что и как делает ребёнок, но в каких условиях протекает его деятельность, то есть какова предметно-эстетическая среда урока. Ю.С. Мануйлов отмечает, что предметно-эстетическая среда играет роль банка культурных ценностей, который можно использовать в разное время в разных вариантах в качестве источника культурного развития ребят. Она способна побуждать, ориентировать, настраивать, внушать, убеждать, информировать, стимулировать или тормозить активность школьников, облагораживать их быт, сплачивать их в общность. Создание предметно-эстетической среды урока является одной из главных задач педагога. Обстановка, общий вид классной комнаты, уют, освещённость все эти факторы влияют на то, как ребёнок успешно усвоит учебный материал. Предметно-эстетическая среда урока непосредственно должна соответствовать теме урока. Она должна помогать, развивать, воспитывать, т.е. «должна быть приспособлена под решение педагогических задач».
Трофика урока также разнообразна. На уроках присутствует большое количество наглядного материала. Так, при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство» в 5 классе ребята знакомятся с народными игрушками, вышивкой, предметами русской одежды, народными промыслами. Согласно этому подбирается разнообразный материал, прежде всего это предметы быта с исконно-русским названием. Учащиеся не только зрительно видят и узнают предметы, но и пытаются делать выводы: каково назначение предмета?
Приведу пример циклов урока по теме «Древние корни народного искусства».
Тема урока: «Народная праздничная одежда». Вводный урок проходил в стенах музея села. Ребята познакомились с предметами одежды 18-19 веков. Они смогли увидеть и оценить красоту русской народной одежды. Следующий урок — это урок-путешествие в историю русского костюма. Трофику урока наполнили учебные таблицы с изображением русского костюма разных областей России. Куклы, выполненные руками детей, одеты в русские костюмы. Каждый элемент костюма имеет своё название. С некоторыми словами ребята встретились впервые: это и душегрея, и шапка-сорока, и понёва (юбка), и лапти, и навершник. Задача ребят состояла в том, чтобы добраться до истины происхождения данного слова и соотнести название с назначением данного предмета. Было предоставлено право выбора источника информации: словари, Интернет и просто самим подумать над составными частями слова. После проделанной работы ребята смогли приступить к практической части -рисование русского народного костюма.
Следующая тема урока — «Единство конструкций и декора в народном жилище». В начале урока прозвучала пословица «Мой дом — моя крепость». Ребята начали рассуждать о смысле данного высказывания. Самостоятельно пришли к постановке цели урока, и поняли, что славяне связывали строительство дома с устройством мира. Они делили мир на три части: верхний мир — ПРАВЬ — мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей — «хляби небесные». Средний мир – ЯВЬ — живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир — НАВЬ — мир мёртвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. Но есть у человека надёжная защита — его дом. Его так же, как и мир, народ разделил на три части: крыша — связь с небом; клеть — связь с землёй; подклет (подполье) — связь с подземным миром.
Ребята получили задание: одной группе было предложено рассмотреть части крыши (конёк, кровля, причелина и т.д.), второй группе — части сруба (окно, полотенце, наличник и т.д.). Итогом работы стало составление загадок, в которых отгадками являлись название частей дома. В результате создания стихии поиска ребята смогли постичь истину постройки русской избы. Заключительным этапом данной темы был урок-практикум, на котором ребята представили свои творческие работы.
Тема «Внутреннее убранство крестьянского дома» являлась заключительной темой данного цикла. Урок был наполнен зрительной трофикой — творческие работы учащихся с предыдущих уроков, мультимедийная презентация, был представлен зрительный ряд предметов русского быта: горшок, ухват, самовар, лучина, прялка и т. д. Также в ходе урока звучала русская народная музыка, создавая слуховую трофику. Открыв дверь в классную комнату, ребята сразу попадали в атмосферу русского дома, быта. Был создан образ русского дома, ребятам предстояло наполнить его предметами быта. Отбирались только те предметы, которые действительно были тогда на Руси (у-хват — хватать, у-хвачу; го-ршок — го-нчар; сам-о-вар — сам варит; луч-ина — луч, уш-ат — уши и т. д.). Слова, которые обозначают старинные предметы быта, интересны детям. Но для этого им необходимо на самом предмете показать образование слова. Итак, слово ухват. Ребята проделали с предметом те действия, которые выполняли русские люди, — брали чугунок ухватом. Только после многократного повторения действий ребята самостоятельно смогли прийти пониманию этимологии слова. Для поиска этимологии слова «горшок» ребята обратились к словарю. Присутствие предметов порождало у ребят желание искать, дойти до истины. Такая работа поддерживала на уроке стихию увлечённости и поиска.
Предметно-эстетическую среду урока можно создать, если наполнить урок определёнными нишами. Оформление и обустройство кабинета создаёт пространственные ниши, оснащение и оборудование — визуальные, слуховые, обращение — коммуникативные и т.д. Открывая дверь кабинета, ребёнок уже должен погружаться в урок. Благодаря этому он сможет поставить перед собой цель, что бы он хотел узнать, для чего ему это нужно и т. д. Уроки эстетического цикла необходимо наполнять предметами, связанными с темой урока. Это создаёт определённую нишу, настраивает на урок, даёт возможность не только слышать, но видеть и понимать назначение вещи.
«Урок в концепции средового подхода — это урок без пространственных границ, строгих целей и программ, жестоких графиков, этапов, без непосредственной власти возвышающегося над учениками учителя, без «театра одного актёра» и результата здесь и сейчас. Это урок применения новой управленческой теории и технологии, базирующейся на знании закономерностей развития и формировании личности учащегося, среды его обитания, образа жизни и правил построения и осуществления средообразовательных действий, направленных на получение педагогического результата» (Ю.С.Мануйлов).

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker