К ХАРАКТЕРИСТИКЕ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ

Мануйлов Юрий Степанович,
доктор педагогических наук, профессор,
г. Нижний Новгород

К характеристике средовой подход в педагогике

В работе дается определение и краткое описание особенностей методологических, теоретических основ и технологического своеобразия средового подхода как управленческой системы в образовании. Актуальность определяется потребностью в получении технологичного, удобного и универсального инструмента организации образовательного процесса в системе координат средового подхода в педагогике.
Ключевые слова: среда, средовой подход, принципы, понятия, правила, технология опосредованного управления.

Суть средового подхода изложена в монографии [1] и дана в определениях:
а) в методологическом плане это подход к человеку со стороны природного и социального окружения, превращаемого субъектом управления в среду его развития и формирования. Воспитывает не группа, не улица, не школа и даже не семья. Воспитывает среда школы, среда семьи, среда улицы, среда группы.
б) в теоретическом плане средовой подход это терминологическая система стратегии опосредованного (через среду) управления процессами развития и формирования человеческой личности
в) в технологическом смысле средовой подход есть система действий субъекта управления, организующего среду и управляющего ее влияниями. Технология представлена правилами включения в работу всех звеньев управленческой цепи.
Особенности средового подхода на уровне методологии представляют следующие принципы:
1. Принцип лингвистической обусловленности построения функциональной системы средового подхода в образовании.
2. Принцип приоритета восприятия над деятельностью в понимании первичных импульсов биологического и социального роста человека. Среда человека — производное его восприятия. Есть живой человек – есть среда, нет человека, нет и среды. Я воспринимаю, значит сознаю. Мое отношение к среде – есть мое сознание. Когнитивно-аффективная сложность восприятия человеком окружающего мира – выступает количественной мерой его среды и ценностным ориентиром в работе педагога.
3. Принцип преобладания внешнего над внутренним, детерминации над индетерминацией. В одной и той же ситуации люди могут вести себя по-разному. Обстоятельства не всегда влияют на поведение человека. Что же касается среды и образа жизни, то тут удивительная согласованность и постоянство. Человек — продукт среды. Среда всегда посредствует, опосредует и осредняет (типизирует).
4. Принцип сообъектности. Чтобы понять среду человека, нужно, образно говоря, «побывать в его шкуре», ощутить, почувствовать ее влияния, стать сообъектом. Дети видят и слышат не то и не так как мы. Простейший эксперимент. Дайте в руки ребенку фотоаппарат и вы не узнаете запечатленный в кадре мир.
5. Принцип опосредованности (не путать с опосредственностью). Влияние через среду более результативно, ибо оно скрыто под видимостью объективности, естественности происходящего.
6. Принцип вероятности и неоднозначности получаемого результата. Педагог должен исходить из того, что действие не равно воздействию. Мы обучаем, но означит ли это, что дети обучаются, мы воспитываем, но воспитываются ли дети?

Особенности средового подхода на теоретическом уровне проявляются.
1. в своеобразии терминологического аппарата. Термины: ниша, трофика, стихия, меченые не встречаются в других педагогических системах и конструкциях и открывают новую реальность, где личность это цель, среда – средство, образ жизни – способ достижения цели, управленческие действия — источник всяких изменений.
2. в логической упорядоченности. Все термины связаны причинно-следственной зависимостью и образуют систему. Опустить какой-либо термин означает разрушить связи в системе и лишить ее действенности.
3. в культуросообразности языка предового подхода. Понятийный аппарат подхода основан преимущественно на русской лексике и отражает исконное мироощущение и мировосприятие более 80% жителей России.

Особенности средовой подход как интеллектуальной технологии следующие: 1. Требуется соблюдать 10 правил. Средства должны соответствовать целям, а цели средствам. Способы достижения результата должны соответствовать целям, а цели – принятым способам и так далее. Для подхода характерна строгая причинно-следственная зависимость всех его элементов. Наличие терминосистемы позволяет избежать дискурса и укоротить путь к цели. Отметим, формально-логическую, почти математическую согласованность элементов данного подхода в педагогике.
2. Технологический цикл в отличие от других управленческих концепций включает три этапа. Первый — диагностику как основу прогнозирования, второй — проектирование, вбирающее в себя моделирование, планирование. И третий — продуцирование результата, предполагающее изменение среды и личности, сообразно целям.
3. Язык подхода универсален. Имеется обширная инструментальная база, способная охватить и представить особенности известных в педагогике технологий и методик.
4. Средовой подход — творческая технология, она не задает содержание, а лишь оформляет и выстраивает его в определенной логическе.
5. Данный подход может быть реализован на всех управленческих уровнях: психолого-педагогическом, организационно-педагогическом и социально-педагогическом. Опыт реализации подхода описан в совместной с Г.Г.Шеком монографии [2].
Кратко охарактеризуем основные понятия подхода и начнем с целей, которые рассматриваются на уровне личности ребенка.
Личность в философском понимании — представитель общества, в концепции средового подхода предстает в виде субъекта обладания ценностями среды, о котором судят по тому, что он «имеет» и «умеет». Человеку необходимо иметь, чтобы быть, и уметь, чтобы мочь. Иметь и уметь – причинно связаны. Чтобы что-то иметь, нужно соответственно нечто уметь, а чтобы это уметь, надо прежде также что-то иметь и т.д. Габриэль Марсель нам ближе Эрика Фрома.

Второе понятие — трофика – с греч. – питание. Мы ввели понятие «трофика среды» потому, что нелепо говорить о содержании среды, ввиду ее размытости, неопределенности уходящих за горизонт границ. То, чем питает среда и чем питаются ее обитатели — более определенно. Принятию «трофики среды» способствует более привычное, но не тождественное выражение «питательная среда».
Особое место в терминосистеме занимает понятие «образ жизни». То, чем питаются индивидуумы, зависит от того, как они питаются, каким способом. Способ питания это обобщенное выражение способов восприятия, способов общения, способов деятельности, способов поведения и пр.пр. Вот тут мы выходим на понятие «образ жизни», который трактуем как способ бытия или иначе «со-бытие-бытия». Его формами а также переменными являются феномены, представленные лексемами с префиксом «со-».
Важным понятием средового подхода, отличающим его от других управленческих концепций, является «стихия». Это не новое слово, но оно как термин в педагогику вошло вместе со средовым подходом и явилось отражением стохастичности, спонтанности, вероятности, временности состояний среды, непостоянства и переменчивости ее влияний. Стихия это движущаяся масса различной природы, которая способна захватить индивидуума и направить его определенным коридором возможностей. Если уметь вызывать или генерировать необходимую стихию, то можно управлять образом жизни индивидуумов и приобщать их к определенному виду трофики, а значит воспитывать.
Важнейшим понятием являются меченые.
Кто такие меченые и какую роль они выполняют? Меченые это индивидуумы, предрасположенные определенным образом реагировать на пометившие их когда-то те или иные объекты и ситуации. Увлеченные, одержимые, меченые индивидуумы, которых отметила судьба, обстоятельства жизни. Позитивно меченые, то есть испытавшие положительное влияние среды, стараются воспроизводить ее. Негативно меченые, наоборот, блокируют все, что связано с их неудачным опытом. Меченые это подлинные субъекты средообразовательного процесса. Они приметны, заметны, что позволяет их видеть и включать в воспитательный процесс, когда следует привнести стихию или создать нишу, обогатить трофику, выполнить вместо нас какие-либо действия. Другими словами, они наши посредники и главные действующие лица в средообразовательном процессе.
Поскольку средовой подход это управленческая теория и технология, то ключевым понятием является управленческое действие. Определена структура действия, функции ее элементов, имеется полная номенклатура управленческих действий и их классификация.
Средовой подход как теория и технология нашел применение в работе детских садов, школ и вузовских преподавателей в России, Казахстане, Беларуси. Он служит логической и технической основой создаваемых учителями технологических карт урока, основой сценариев внеурочных мероприятий, календарно-тематических планов, программ развития образовательных организаций [3].
Разработка средового подхода в педагогике продолжается в диалоге с широким гуманитарным знанием.
Литература
1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. -М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.-157 с.
2. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г.Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие.- Москва- Н.Новгород, 2008.-220 с.
3. Конспекты школьных уроков и технологических карт .-2016: методический сборник в 3-х частях, часть III; отв. ред. Ю.С.Мануйлов.- Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2016.-252 с.: ил.

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker