СТИХИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПИТАНИЯ

      Ю.С.МАНУЙЛОВ. Воспитание стихией и стихийное воспитание отличаются так же как отличаются воспитательная система от системы воспитания. Это не математика, где от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Не тождественны стихия и стихийность. Конечно, стихия не исключает случайность, но это не означает, что она не может быть подчинена чьей-то воле. Всем известно выражение «управление хаосом», который создается намеренно вышестоящим уровнем системы, использующим результат в своих целях. Но стихия — не всегда стресогенная сила. Стихия может быть инструментом благородных целей и способствовать решению воспитательных задач.

О том, какой мощной энергетической силой обладают социальные стихии, свидетельствуют январские события 2021 года, когда по всей России прокатились несанкционированные акции протеста. Заметным было участие студенческой и школьной молодежи. По оценке МВД, их участие было осознанным. «В таком возрасте они имеют свой юношеский, максималистский взгляд и на экономику, и на внутриполитические или внешнеполитические процессы» (1).  Несовершеннолетние составили 4 процента от всех задержанных. Закон требует, чтобы дети оставалась вне политики. Но в условиях открытой России, влияния интернета и наличия индивидуальных средств связи школа оставаться целомудренной долго не может. «Природа не терпит пустоты». Политически ангажированные масс-медиа, партии и движения давно заполнили идеологический вакуум. Идеология либертарианства и борьбы за свои права, свободу и социальную справедливость (так как это понимают не во всем осведомленные подростки) в перспективе ставит под угрозу относительную стабильность в школе. Молодые люди, активно проявившие свою гражданскую позицию (пусть ошибочную) в столкновении с Росгвардией, ОМОНом, и даже незрелые подростки с сильным социальным инстинктом и обостренным чувством справедливости, при соответствующей организации, превратятся в силу, способную снести социальные устои и посеять хаос в стране. Если ученики даже по неведению и инфантильности осмелились выступать против правительства, то почему им не пойти против школы – проводника государственной политики, против учителей и родителей? Частично это уже наблюдается. Социальные сети кишат бесконечными жалобами педагогов, родителей и учеников по поводу всякого рода творимых несправедливостей. Школа становится беспомощной, педагоги обезоружены, дети бездеятельны и грубы. Хотя Фейсбук, Ютюб, Вконтакте и Тик Ток не являются источником репрезентативной информации, тем не менее, они отображают тренды в молодежной среде. Учащиеся начинают «качать права», требуя особого внимания к своей индивидуальности,  экзистенциальной свободы выбора форм самовыражения, эгоистического самоутверждения, толерантности ко всему, что делают они в пику консервативным педагогам. Нередко эти требования сопровождаются оскорблениями, угрозами, издевательствами над учителями. Уставы образовательных организаций перестают работать. А как иначе, если школы уже более тридцати лет никого не формируют, никого не воспитывают, лишь социализируют и то под управлением «свободных» СМИ. Нет сомнений в том, что «социализация детей и формирование их миропонимания в определенной мере находится под контролем зарубежных коллег». Конечно, воспитанием в школах по инерции занимались и занимаются пенсионеры, стажисты, одержимые идеей бессеребреники. Конечно, «есть еще школы, где учат и воспитывают» и что «самое отрадное, среди них достаточно молодежи!». Но в целом обучение в школе поставлено над воспитанием, а менеджмент над педагогикой. «Общество же, в своем большинстве, уже забыло, а то и не нуждается в воспитательной функции школы» (2).   В последнее время Министерство Просвещения России ввело в школу ставку советника директора по воспитанию, долженствующего быть «навигатором детства». Способна ли данная мера радикально изменить положение дел в воспитании, поскольку школа – это отражение общества, которому свойственна инерция?! Улучшит ли качество воспитания составленная  в школах рабочая программа по воспитанию, основа которой была разработана «Институтом стратегии развития образования РАО»? Определенные сомнения  вызывает то, что «программа  (как справедливо отмечают авторы федерального документа) не является инструментом: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник… Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия…» (3). При отсутствии навыков воспитательной работы не исключено, что учителя начнут только тиражировать воспитательные программы, а не заниматься воспитанием. Но если допустить, что хорошая программа должна программировать педагогов (сознательная тавтология) на выполнение системы научно выверенных действий, то  почему  программа, состоящая из «модулей, видов и форм совместной деятельности», не учитывает социальную среду и образ жизни учащихся, то есть то, что действительно воспитывает. Эмоции, чувство общности, предметно-эстетическая и психологически комфортная среда – все это замечательно, но достаточно ли этого? В широком смысле человека воспитывает жизнь, а жизнь не только деятельность и приятное окружение.  Препятствием для реализации программы воспитания является то, что руководители современных школ – в сущности своей менеджеры, не педагоги. Педагогика скукожилась под натиском менеджмента с его отношением к образованию как к услуге. Становится очевидным, где менеджменту хорошо, там педагогике смерть. Образцом для отечественной системы образования должна быть системная педагогика академика Л.И.Новиковой со строгой терминологией (4) и требованием к наделенным властью лицам руководствоваться не только здравым смыслом, но и педагогикой. И хотя  в современной России реальных воспитательных систем в классическом понимании не осталось, но не исчезла среда с мощным воспитательным ресурсом, с ее управляющими параметрами: возможного (трофическая ниша), вероятного (стихия) и достоверного (меченые).

Несмотря на относительную автономию, современный школьник остается человеком массы, ее единицей, поведение и сознание которого в определенной мере определяет сила действующих стихий. Педагогическая реальность в фокусе данной темы предстает полем энергизирующих стихий.

Судя по январским событиям, общество, власть и школа в целом оказались не готовы реагировать на стихийный протест  в молодежной среде. Подробно об этом см. в публикации «О стихии протеста, стихиальном мышлении Макаренко и средовом подходе» (5). В поисках правильной реакции на события  необходим не только научный анализ современной социально-педагогической реальности, но и исторического опыта  решения  воспитательных проблем  в сходных с современностью ситуациях.  В этом смысле богатейший материал содержит историко-педагогическое наследие А.С. Макаренко – принципиального противника педагогики единичного действия и сторонника воспитания средой. В 1925 году он писал: «Воспитатели – люди обыкновенные….воспитывает не воспитатель, а среда» (6). Макаренко умел управлять поведением человеческих масс, умел распространять стихию со-масштабно своей личности, умел укрощать живущие в беспризорниках уличные стихии, влиять на них, демонстрируя красоту и силу движения организованного коллектива. Стихия — это не абстрактная семантическая сущность, она имеет физические характеристики в виде определенной человеческой массы, направления движения, фронта распространения, плотности и силы влияния, устойчивости. Она способна захватывать, увлекать, толкать, направлять и метить индивидуумов, программировать их поведение. Умение управлять стихиями – это высокое искусство, которое позволяет влиять на поведение индивидуумов, утверждать желаемый образ жизни и эффективно воспитывать. К сожалению, методология работы со стихиями А.С. Макаренко в педагогической науке в последующий период за «годом великого перелома» (1929 г.) не получила развития. В новой России социальная педагогика вообще оказалась не у дел.

Не по этой ли причине урокодатели  оказались бессильны противопоставить негативной стихии, «вторгшейся» в школу в январе 2021 года, продуктивную контрстихию. Дидактика урока, как и образовательные программы, оказались малопригодными для разрешения мировоззренческих проблем учащихся и ответов на их социальные запросы.

Могут ли остановить распространение либертарианской стихии (экзистенциальной свободы, гедонизма, плюрализма мнений, толерантности, десублимации отношений, всеобщего равенства) встречные стихии педагогического догматизма, формализма, лицемерия, внутривидовой конкуренции за часы, услужения начальству и привычного дрейфования по жизни?

Руководители системы образования должны быть крайне обеспокоены качеством среды в образовательных организациях. А педагоги, сталкивающиеся с сингулярностью и бифуркационными процессами в молодежной среде, должны осваивать стихиальный способ мышления и учиться работать со стихиями. В подготовке таких специалистов могут быть полезны концепция средового подхода в воспитании (7), и онлайн курсы по средовой диагностике, проектированию и продуцированию воспитательной среды. В общем виде средовой подход — это методология, теория и технология опосредованного, осуществляемого через среду, управления процессом становления человеческой личности. В технологическом плане он представляет собой систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее из условия в средство воспитания. В арсенале подхода среди прочего четыре действия со стихиями (подобно арифметическим действиям). А именно:  действия, порождающие благоприятные стихии, поддерживающие положительные стихии, упреждающие или сдерживающие неблагоприятные стихии и разрушающие отрицательные стихии. В связи со сложившимся положением дел в массовой школе наиболее актуальными с позиции управления представляются действия, способные:

1)         породить/возродить стихии коллективизма, самоуправления, хозяйственного творчества, производительного труда, стихии гражданского диалога, межпоколенческого, межкультурного общения. Стихии необходимо генерировать  с периодичностью, позволяющей субъектам воспитания вдыхать новую жизнь в школьную атмосферу, теряющую со временем свою притягательную силу и влияние;

2)         поддержать стихии добротворчества, научного и художественного поиска, взаимной требовательности, служения Отечеству в самом широком смысле этого слова;

3)         упредить проявления эгоцентризма, плюрализма в области морали, стихии индивидуализма и формализма в деятельности школ, сдержать стихию «идиотских инициатив сумасшедших родителей;

4)         разрушить губительную систему окормления школьных администраторов-менеджеров, противных сфере духовного производства. Директорам надлежит руководить образовательным процессом и отвечать за результат. Управления образования должны взять на себя вопросы полного материального обеспечения школ – в этом качестве они будут наиболее полезны. Представляется оправданной ситуация, когда руководитель образовательной организации подает заявку на ремонт, материальное оснащение и оборудование школы к новому учебному году. Управление обсуждает и принимает к исполнению заявку. Министерство контролирует качество исполнения. Директор принимает объект. Главное лицо в школе обязано заниматься главным делом – управлять процессом развития и формирования личности обучающегося.

Социальную стихию всегда представляют какие-то силы. Поэтому, прежде чем производить какие-либо действия со стихиями, необходимо разобраться в том, кто их драйвер, генератор, кто носитель и проводник. Важно знать, кто какой стихией мечен и какую  воспитательную ценность может представлять. Точечное управление стихиями требует реального вступления с их носителями (мечеными), в резонанс  или диссонанс по ситуации. В свою очередь, проблема взаимодействия с различными категориями меченых предполагает поиск свойственных им мест обитания на  разных этажах социального целого: государственном, общественном, профессионально-педагогическом. Меченые и генерируемые ими стихии «живут» в лоне и атмосфере определенных социальных ниш. Например, стихия лицедейства в артистических кругах, стихия креативности  в  творческих коллективах, стихия научного поиска — в сообществах ученых,  стихия служения общественным идеалам в политических объединениях, стихия парламентской борьбы в законодательных собраниях. Необычайно трудно, если не бессмысленно, искать, а тем более генерировать стихию самопожертвования в бизнес-структурах или же  стихию милосердия в брокерских конторах или на бойцовском ринге.

Поскольку влияние меченых со-измеримо с их способностями и возможностями, то для решения масштабных воспитательных задач следует искать поддержку у  людей высокого общественного положения. Современное образование нуждается в патриотах, способных напоить  плодородную почву отечественных традиций перспективными идеями, трансформировать или нейтрализовать деструктивные стихии, ведущие к демотивации в учебе, к цифровому слабоумию, к  духовной деградации. Но все же магистральный путь преобразования школы — есть последовательное взращивание в ее среде  культурных, образованных, воспитанных, активных творцов будущего. Для этого необходимо грамотно проектировать и продуцировать среду.  Необходимо заботиться о том, чтобы она  отвечала воспитательным целям и удовлетворяла физические, социальные и духовные потребности  в трофике:  зрительной, мыслительной,  тактильной, звуковой, гастрономической,  одорантной (от лат. odor — запах) и пр. Стихии же должны посредствовать  ведению  достойного, содержательно  образа жизни, побуждать к сотрудничеству,  сотворчеству, созиданию, сохранению культурного наследия и соблюдению нравственных норм. 

 Средовой подход  располагает необходимым инструментом для работы в этом направлении и в комплексе с личностным, деятельностным и ситуативно-событийным подходами, может способствовать улучшению качества воспитания учащейся молодежи.

Литература и интернет-ресурсы

1. МВД заявило об осознанном участии несовершеннолетних в акциях протеста //

https://www.rbc.ru/politics/10/02/2021/60240f3c9a7947750da64423?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата просмотра 20.03.2021)

2. Проблемы в образовании это не просто проблемы — это враг России //https://zen.yandex.ru/media/newteacher/problemy-v-obrazovanii-eto-ne-prosto-problemy-eto-vrag-rossii-6151d2be71b57623d606a333?&.(Дата публикации 27.09.2021).

3. Примерная программа воспитания // http://form.instrao.ru/ (дата просмотра 20.03.2021)

4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л.Селивновой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. — М., 2010,- 335 с.

5. Мануйлов Ю.С.  О стихии протеста, стихиальном мышлении Макаренко и средовом подходе.(публикация на сайте www.ni-centr.ru)

6. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Деловые и личные письма, статьи 1921-1928 гг./ Макаренко А.С.; сост. и коммент. А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. – Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2007.Часть 3,168 с., ч. 4, 30 с.

7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. –2-е изд., перераб. – М.- Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.

Публикация в сборнике «Воспитать человека».  Под общей редакцией д-ра пед. наук, проф. Ю.С. Мануйлова;  члены редакционной коллегии: канд. пед. наук Барышников В.Я., канд. пед. наук Орлов Е.В.  —  Нижний Новгород: Центр научных инвестиций, 2021. — 200 с.: ил.

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker