ОЧЕРК ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ АКАДЕМИКА Л.И.НОВИКОВОЙ

Ю.С.МАНУЙЛОВ. В статье представлена попытка в общих чертах описать теорию воспитательных

систем выдающегося русского педагога, академика РАО Л.И. Новиковой, труды

которой приобрели широкую известность среди исследователей проблем  воспитания

и педагогов-практиков. Целью очерка является общее описание феномена

воспитательной системы на основе анализа большого массива данных,

характеризующих центральный и периферические аспекты учения.

Ключевые слова: Л.И. Новикова, теория воспитательных систем, А.С. Макаренко,  воспитательный коллектив, блочная модель системы, образ жизни, средовой подход в воспитании

     Теория воспитательных систем — фундаментальный труд, созданный академиком Л.И. Новиковой, представителями ее научной школы и близкими по духу известными учеными и педагогами-практиками. Показательно, что из научной школы Л.И. Новиковой вышло 15  докторов и более 40 кандидатов наук.  Сразу внесем ясность в то, что теория воспитательных систем  не представлена  объемным  фолиантом.  Речь может идти только о собрании различных, иногда разрозненных текстов, написанных Людмилой Ивановной, коллегами и ее учениками в разное время  и для разных целей, но логически связанных между собой конструктивными идеями учения.  В одних случаях это были журнальные статьи и тезисы для конференций, в других — брошюры, сборники, коллективные монографии, в третьих — диссертации.  Дополняющим это собрание источником   являются  письма ученого и протоколы  заседаний лаборатории «Коллектив и личность», которые хранятся в личном архиве автора данной статьи. Теория воспитательных систем — это композитное произведение, состоящее  из  нескольких связанных между собой блоков и  входящих в них элементов, за которыми стоят многочисленные исследования и открытия  в различных областях знания: философии, социологии, психологии, педагогики, а также передовой опыт советских школ. Речь идет именно о теории воспитательных систем, а не о воспитательной системе какой-либо организации, существующей в прошлом или настоящем.

       Известно, что созданию теории воспитательных систем предшествовало знакомство Л.И. Новиковой   с творческим наследием А.С. Макаренко. Началось все с того, что Людмила Ивановна, выпускник аспирантуры АПН СССР (первый впуск), волею судьбы оказалась во главе исследовательской лаборатории  трудового воспитания, а затем лаборатории «Коллектив и личность» в НИИ общих проблем воспитания. Вот тут-то опыт  Антона Семеновича Макаренко и пригодился. Его идея воспитания  в коллективе и через коллектив легла в основу исследовательских программ лаборатории. Было развернуто изучение различных типов коллективов, выполняемых ими   функций, путей и условий их формирования, этапов развития, неформальной и формальной структур,  позиции личности в коллективе и др.  На основе  теоретических изысканий и данных эмпирических исследований, проведенных в 60 -70 е годы  ХХ века,   Людмила Ивановна  представила  свою теорию  детского коллектива. Она вошла в хрестоматийные издания АПН и  стала заметным явлением в отечественной педагогике. Еще долгое время  детские коллективы  оставались  предметом изучения лаборатории, но сама исследовательская деятельность  подготавливала почву для широких научных  обобщений и целостного восприятия школы. Этому способствовали набирающие популярность теория систем (И.В. Блауберг, В.Н.Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин) и теория управления системами (Н. Виннер, А. Моль, А.А. Марков и др.). Известно, что А.Т. Куракин, Л.И. Новикова и Ф.Ф. Королев  инициировали введение в педагогику системной методологии, отрицаемой консервативными кругами академиков. Но вне официальной педагогики  продвижению системного подхода  способствовало  сотрудничество лаборатории с научными центрами в различных городах СССР и стран Совета экономической взаимопомощи. Так случилось, что теория воспитательных систем, в известных нам границах, начала складываться   в перестроечный период  после ухода Людмилы Ивановны из лаборатории в1985 году.  Ускорили процесс формирования теории,  кроме  системной методологии,  новые реалии (новаторство, либерализация, плюрализм)  и  ставшие доступными советской аудитории понимающая социология  (М. Вебер, А. Щюц),   экзистенциализм (Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер), синергетика (И.Р. Пригожин, Г. Хакен, В.И. Аршинов, С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева) и др. Межпредметные знания обогатили содержание  блоков системы. Первый блок представляли  люди, личности в значении цели, результата и условия воспитания.  Деятельность коллектива, а именно системообразующая деятельность, характеризовала второй блок. Отношения, возникающие в процессе деятельности, и общение — третий блок.  Среда — четвертый блок и пятый блок — управление.

  По определению  Людмилы Ивановны, ядром  воспитательной системы  был коллектив в наивысшей фазе — инструмент развития творческой индивидуальности. Важно, что это был единый коллектив детей и взрослых,  или иначе воспитательный коллектив. Коллектив как дифференцированное единство классного коллектива и  школьного, педагогического и детского, трудового и клубного,  постоянного и временного, ученического и комсомольского, первичного, разновозрастного и пр. (Б.З. Вульфов, Н.С. Дежникова, В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник, Л.А.Пикова, В.В. Полукаров, Н.Л. Селиванова и др.).

ЛИЧНОСТЬ. Понятие личности как цели, результата и условия воспитания первого блока  вначале было связано с идеей воспитания всесторонне и гармонически развитой личности, потом с личностными ресурсами, в частности самосознанием и направленностью (Х.Й. Лийметс),  позднее с системой отношений человека к миру, с миром, к себе и с самим собой (А.В. Мудрик). В.А. Караковский  полагал, что воспитательный результат может быть отсроченным и ставил вопрос о необходимости научного осмысления уровня воспитанности. С.Д. Поляков связывал воспитательный результат с самоопределением.  Однако тема личности, становления личности  и личностного роста в отечественной педагогике до сего дня остается открытой. 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  В период создания теории воспитательных систем альтернативы деятельностному подходу не существовало. Кроме канонической  теории деятельности А.Н. Леонтьева существовала концепция деятельностного опосредствования А.В. Петровского, мыследеятельности Г.П. Щедровицкого и другие концепции. В педагогике категория деятельности  традиционно считалась основной и была достаточно разработана. Педагогическая задача сводилась  к определению,  усложнению  содержания, чередованию видов деятельности, выбору форм, методов, способов мотивации и организации рефлексии.   Отличительным моментом концепции  деятельности  в воспитательной системе было то, что  ее разновидность, учебная деятельность, входила в состав воспитательной системы как ее часть. Более того, образовательный процесс мыслился  подструктурой воспитательной системы. Обучение должно воспитывать (И.Б. Первин, В.Д. Виноградова). Принцип целесообразности требовал  соблюдения разумного баланса между индивидуальной, групповой, совместной и коллективной деятельностью, то есть организованной так, что результат труда одного  члена коллектива на закрепленном за ним участке зависел от результата  деятельности другого на предшествующем этапе «производственной цепи». Важнейшим положением в теории воспитательных систем являлось признание за деятельностью коллектива ее системоопределяющей и системообразующей роли. Это означало приоритет внутренних регуляторов над внешними, уход от авторитарности, диктата, командно-административного стиля управления.

ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ. В начале семидесятых годов прошлого столетия публично обсуждался вопрос о недостаточности  категории деятельности для понимания общественных процессов. Критике подвергался односторонний пандеятельностный подход. Его оппоненты считали недооцененной  социальное значение категории «отношение».  Исследования Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, И.А. Михайлова и др. раскрывали  заложенный в отношении  социальный и культурный потенциал. Теория воспитательных систем вобрала в себя все значимое в смежных с педагогикой направлениях изучения отношения и обогатилась  разработками собственных авторов.   В результате появились представления о месте и значении отношений ответственной зависимости, отношений избирательного характера (симпатии и антипатии), о труженических отношениях (А.Г. Пашков), о многообразии существующих отношений. Кроме того теория воспитательных систем расширила свои границы за счет исследований межличностных, межгрупповых видов общения, техники превращения предмета общения в инструмент воспитательного влияния, условий оптимизации общения и т. д. Серьезным прорывом в  теории стала  первая докторская диссертация по педагогике, посвященная проблемам общения (А.В. Мудрик).

СРЕДА. В теории воспитательных систем среда выступала в значении  условия, фактора,    катализатора или ингибитора воспитательных воздействий. По отношению к коллективу как ядру воспитательной системы среда была периферией, источником  его  функционирования и развития. Людмила Ивановна нередко представляла среду в виде матрешки: среда личности — среда коллектива — среда школы- окружающая среда. В рамках научной школы проблематику среды, помимо Л.И. Новиковой (брошюра «Среда и школа»),  разрабатывали А.Т. Куракин (основатель средового движения в отечественной педагогике последней трети ХХ века), Ю.С. Бродский, В.Д. Семенов. Существенный вклад в развитие этой категории внесли  В.Л.Глазычев и эстонские психологи (Х.Й. Лийметс, М. Хейдметс, Т. Нийт и др.).   Средовой подход в воспитании (Ю.С. Мануйлов) добавил к существующим взглядам на среду новое видение ее как  интегрального средства  управления становлением личности воспитанника.

   УПРАВЛЕНИЕ.  А.Т. Куракин, будучи системщиком  и отчасти  разработчиком  теории воспитательных систем, считал педагогику отраслью социального управления. Академик Х.Й. Лийметс полагал, что  педагогика и управление — близкие понятия. В сущности своей воспитание есть управление процессом развития и формирования личности. Оценка В.А. Караковским  заявления, сделанного академиком, заключалась в его короткой фразе: «Наконец-то педагогике удалось  связать концы с концами». Исследования понятия управления в гуманитарных областях знания в тот период только начинались, а в педагогике  управление присутствовало только в школоведении. Надо признать, что отсутствие концептуального видения данной категории ограничивало его использование  в педагогических исследованиях, на что  сетовала Людмила Ивановна, знакомясь с педагогическими диссертациями. Но все же в теории воспитательных систем получила «прописку» триада: управление, самоуправление, саморегуляция (Т. Керимова), которой находила успешное применение М.Д. Виноградова, изучающая  школьную действительность. В дальнейшем появилось еще соуправление. Важнейшим постулатом  теории воспитательных систем можно считать твердое убеждение, что «управлять людьми нельзя, можно только процессами». Вместо модели линейного, прямого технократического управления отдавалось предпочтение  непрямому, мягкому,  учитывающему  бифуркационные, стохастические процессы в среде.   В последние годы Людмила Ивановна надеялась, что хаос — явление временное, он приведет к новому порядку по логике, подсказанной синергетикой.

       ОБРАЗ ЖИЗНИ.        Нельзя не заметить, что Людмила Ивановна нередко указывала на важность в развитии коллектива характеристик его образа жизни. В содержание этого понятия она включала деятельность, отношение, общение и игру.  Разработка этого понятия была начата еще в 70 годы А.Т.Куракиным, А.В.Мудриком, Л.И.Новиковой. Но,  как мне кажется, исходно стимулировали интерес к  понятию эстонские коллеги (Х.Й. Лийметс, С.Э. Кера, У.В. Кала).  К сожалению, научные исследования данной категории прекратились вместе с распадом СССР.  Но на что следует обратить внимание: Людмила Ивановна фактически объединила в один блок и деятельность, и отношение, и общение, которые как раз и определяют образ жизни в ее понимании. Это означает, что  теория воспитательных систем, вопреки ранним заявлениям, должна  включать четыре блока, а не пять.  Ее структуру, с учетом последнего замечания, схематично можно изобразить так:

              Где  Л — блок – личности как цель, результат и условие функционирования системы.  ОЖ —  блок образа жизни: деятельность, отношения, общение, игра. С — блок  среды коллектива, среды школы, окружающей среды. У — блок управления процессами развития и формирования личности. 

Все эти блоки взаимосвязаны друг с другом и образуют систему, воспитательную систему. Существующая картина  взаимосвязей и взаимозависимостей делала возможным управление  состоянием каждого блока, каждого элемента и всей системы в целом.  Стратегические управленческие решения могли осуществляться через педагогику поддержки ребенка (О.С. Газман), через организацию образа жизни, включения в коллективную деятельность, установление отношений, корректировку общения,  через педагогически организованную среду, причем на всех уровнях: психолого-педагогическом, организационно-педагогическом и социально-педагогическом.

     Стратегический потенциал теории воспитательных систем предоставлял  возможность управления  воспитательными процессами на уровне класса, школы, территориально административной единицы. И это подтверждают исследования   Н.Л. Селивановой (Класс как воспитательная система), на уровне образовательных организаций — инновационная практика В.А. Караковского, Г.П. Поспеловой, исследования М.В. Воропаева,  в масштабе  городского округа, района организационная и исследовательская деятельность Ю.С. Бродского, В.Д. Семенова, А.В. Гаврилина. Примечательно, что   разработка теории велась с опорой на практику. Л.И. Новикова считала: «Разработка теоретических проблем не мыслима без внедрения». Поэтому большое значение имело сотрудничество ученых с образовательными учреждениями, возглавляемыми известными педагогами Ф.Ф. Брюховецким, П.Г.Годиным,  А.А. Захаренко,  Г.П. Поспеловой, Л.А.Цыгановой, руководителем системы образования  Ю.С. Бродским  и др. Подробно об этом можно прочитать в публикациях Т.В. Цырлиной, А.М. Сидоркина, Е.В. Орлова, Ю.С. Мануйлова и других авторов.

Теория воспитательных систем — это  принципиальный  поворот от  педагогики  индивидуального  к коллективному действию, проложенный в тридцатых годах А.С. Макаренко и  осуществленный в новых социально-экономических  условиях Л.И. Новиковой.  Теория воспитательных систем  —  продукт социалистической идеологии, но благодаря ее гуманистической направленности она    не теряет  культурного и педагогического значения и в  условиях  нашего дегуманизированного времени. Людмила Ивановна писала о жизни воспитательных систем, которые проходят этапы   становления, функционирования, развития и смерти. Многие воспитательные системы давно прекратили свое существование. Но в отличие от них теории не умирают даже тогда, когда нет подтверждающей их эффективность практики. При капитализме гуманистические воспитательные системы не имеют шансов выжить. Это тот случай, когда «хорошая теория — лучше плохой практики». Справедливости ради следует сказать, что параллельно теории Л.И. Новиковой, на несколько отличных от нее методологических основаниях, возникли интересные, оригинальные модели воспитательных систем И.А. Колесниковой, Е.Н. Барышникова (г. Санкт-Петербург),  Е.Н. Степанова (г. Псков). Но я называю теорию воспитательных систем Л.И. Новиковой классической  благодаря  исторической преемственности, научной обоснованности  и фундаментальной проработанности ее  идей, подкрепленных опытом  выдающихся педагогов того времени, а также в силу народного признания и  широкого применения  ее учения во многих образовательных организациях страны.

Литература

1. Проблемы теории воспитания ч.1. Воспитание как предмет исследования. Под ред. Л.П.Буевой, Л.И.Новиковой, Г.Н.Филонова. Педагогика, М.1974.-260 с.

2. Л.И.Новикова Педагогика детского коллектив. Вопросы теории. М.,»Педагогика»,1978.- 143 с.

3. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л.И.Новиковой, Р.Б.Вендровской, В.А.Караковского.- М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО.1996.-240 с.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и последователей). Редактор-составитель Е.И.Соколова / Под ред.д.п.н.Н.Л.Селивановой.-М.: Педагогическое общество России.1998.-336 с.

5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред.В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой.- М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.

6. Воспитание в контексте междисциплинарного подхода. Материалы вторых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л.И.Новиковой (г.Владимир,12-16 октября 2009 г.) Под ред. А.В.Гврилина и Н.Л.Селивановой – Владимир –М.:Изд-ль И Шалыгина.- 2009 – 436 с.

7. Караковский В.А.,Новикова Л.И.,Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред.Н.Л.Селивановой. Изд.2-е, доп. И перераб. – М.: Педагогическое общество России,2000.-256 с.

8. Мануйлов Ю.С.  Педагогика Людмилы Ивановны Новиковой // Среда-личность –управление Материалы региональных научно-педагогических чтений 19-20 марта 2009 г. Нижний Новгород, НИРО,2010, с.5-11

 9. Международная научно-практическая конференция Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее (г.Москва,5-6 октября 2010 года) Сборник статей.-М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010. – 256 с.

10. Л.И.Новикова Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред.Н.Л.Селивновой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова.-М., 2010,- 335 с.

 11.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Публикация в журнале Народное образование № 6 , 2021.- с. 61-65

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker