ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СИНТЕЗ ФОРМ И СПОСОБОВ БЫТИЯ

Ю.С.МАНУЙЛОВ. Аннотация. Понятие образ жизни в педагогике не имеет строгого значения и в основном характеризуется прилагательными: здоровый, активный, ученический, достойный и пр. Сущностное понимание образа жизни требует   знания закономерностей, универсальных его составляющих и связей между ними. В этом случае образ жизни может обрести статус термина, обрести строгие значения, в чем заинтересованы педагогическая наука и  воспитательная практика. На данный момент кроме смысла уже выделены и детально расшифрованы еще две составляющие образа жизни. Это  формы и способы бытия. Данный текст есть попытка  показать связь между ними и продемонстрировать примеры их синтеза, определяющих содержание образа жизни человека и его значение в воспитании человека.

Ключевые слова: понятие образа жизни, формы  бытия, способы бытия, лингвистический ключ, классификация переменных образа жизни, средовой подход.

Manuylov Yuri Stepanoviсh

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Nizhny Novgorod State

Pedagogical University named after Kozma Minin»

The city of Nizhny Novgorod

LIFESTYLE AS A SYNTHESIS OF FORMS AND WAYS OF BEING

Annotation. The concept of lifestyle in pedagogy has no strict meaning and is mainly characterized by adjectives: healthy, active, student, worthy, etc. An essential understanding of the lifestyle requires knowledge of the laws, its universal components and the connections between them. In this case, the way of life can acquire the status of a term, acquire strict meanings, in which pedagogical science and educational practice are interested. At the moment, in addition to the meaning, two more components of the lifestyle have already been identified and deciphered in detail. These are forms and ways of being. This text is an attempt to show the connection between them and demonstrate examples of their synthesis that determine the content of a person’s lifestyle and its significance in human upbringing.

Keywords: the concept of lifestyle, forms of being, ways of being, linguistic key, classification of lifestyle variables, environmental approach.

Образ жизни, в античные времена известный как модус-вивенди, то есть способ существования, – есть условие, обеспечивающее возможность совместного существования. [6] Во взаимосвязи с уровнем, качеством и стилем понятие образа жизни наиболее активно разрабатывалось в отечественной социологии в 70-80-е годы прошлого столетия. Не обошли его вниманием и педагоги, рассматривающие его с разных методологических позиций и  разных сторон. Ценностный аспект образа жизни в педагогике наиболее ярко представлен в работах замечательного отечественного педагога, теоретика и крупнейшего методиста, разработчика программы воспитания, популяризатора педагогической науки Надежды Егоровны Щурковой. Ее работы хорошо известны и дают представление о содержании воспитания как личностно и социально значимой деятельности и отношений ребенка, определяющих содержание понятия «образ жизни, достойный Человека». [5]  

Для понимания образа жизни, большое значение имеют взгляды академика Людмилы Ивановны Новиковой, которая связывала это понятие с коллективом как ядром воспитательной системы. Исследователь в объем понятия включала деятельность, отношение, общение и игру. [4] Научные изыскания данной категории в теории воспитательных систем, к сожалению, прекратились вместе с распадом СССР. Но остались проблемы, в решении которых жизненно заинтересовано современное общество и прежде всего воспитательная практика, и теория воспитания. Как избежать произвольного толкования разновидностей образа жизни, которые определяются прилагательными, как, например, здоровый, активный, ученический, нравственный, сетевой,  потребительский, кайфовый, спортивный, экстремальный и др.  Образ – это основа образного мышления, которое субъективно и индивидуально. Образ может быть художественным, размытым, смутным, но все же позволяющим угадывать черты стоящей за ним реальности, отражать некоторые общие свойства явлений и процессов. В этом несомненная ценность понятия, позволяющего удовлетворять ценностно-ориентационные потребности субъектов бытия. Однако наука, в том числе педагогическая, нуждается не только в образных представлениях, но и в терминах, имеющих общепринятые строгие значения. Что можно отнести к образу жизни как научному понятию? Словари дают основание его трактовать как определенную комбинацию форм и способов взаимодействия человека со средой. Какой методологии отдать предпочтение в изучении форм и способов бытия? Как совместить понятия деятельность, общение, отношение с понятиями способы и формы бытия? Какая реальность скрывается за формами и способами бытия? Как синтезировать формы и способы бытия в синкретичное целое, которым в сущности является образ жизни? Педагогика – прикладная наука, точнее наука и искусство управления процессами развития и формирования человеческой личности. Как можно операционализировать понятие образ жизни? Можно ли разделить образ жизни на составляющие переменные с тем, чтобы в дальнейшем их комбинировать и тем самым получить возможность его моделировать, корректировать в соответствии с воспитательными целями? 

Решение проблемы видится в определении образа жизни как облаченного в ту или иную внешнюю форму способа существования индивидуума. На наш взгляд, эта формулировка позволяет представить синтез формы и способа бытия как единое, но дифференцированное целое.

Представлять образ жизни индивидуума его повседневными формами, привычными занятиями, видами человеческой активности разумно, но недостаточно. Нельзя ограничиваться пределами видимого, слышимого, внешне воспринимаемого. На самом деле сущностное понимание раскрывается через способы бытия, а значит через трудно отслеживаемые способы деятельности, общения и отношения, равно как и способы познания, преобразования, а если касаться результатов, то и способы формирования и развития личности индивида. Ведущий специалист в данной области исследований Елена Викторовна Боровская определяет образ жизни человека как относительно устойчивый порядок чередования во времени и пространстве его повседневных занятий, осуществляемых привычными способами бытия. [1]

Об образе жизни и его влиянии неверно судить лишь по производимым внешним действиям (слушает, читает, говорит, спорит, развлекается, работает и пр.). Форма скрывает содержание. Лишь способ выполнения действий, «способ бытиЯ как со-БЫтия бытиЯ» как «констелляция бытия и человека» /М.Хайдеггер/ дает надежное представление об образе жизни и его воспитательной роли. Образ жизни – одно из ключевых понятий терминосистемы средового подхода в воспитании [2]. Со-бытиЕ в этой системе не случайно. Наше обращение к «со-бытию бытия» позволяет вычленить промежуточные переменные в таком количестве и такого качества, которых достаточно, чтобы охарактеризовать самые различные стороны взаимодействия человека и среды. В основе операционализации понятия «со-бытие» лежат данные проведённых совместно с лингвистами исследований морфологической и семантической структуры данной лексемы. Оказалось, что со-бытие как способ бытия имеет сложную внутреннюю структуру и является родовым понятием для обширной группы феноменов, объединённых морфемой «со-», что говорит о полимодальности способа бытия.  Следует заметить, что отношения между способами бытия определяются ситуацией. Так, созерцание и созидание могут находиться в отношениях дополнения или отрицания. Интеллектуальные и эмоциональные группы могут отрицать или дополнять друг друга в познавательном процессе. Многое решает жизненный контекст. Лингвистический ключ к раскрытию СО-бытия бытия и его делению на инвариантную со- и корневые переменные позволил разделить последние на группы, «отвечающие» за развитие разных сторон личности: соотнесение, сопоставление, соизмерение – за интеллект; сопереживание, сострадание, соучастие – за эмоции, чувства; соперничество, состязание, сопротивление — за развитие волевых качеств и т.д. С концепцией способов бытия в педагогике можно познакомиться в публикациях автора. [3] Классификация переменных открывает возможность рационального и методически грамотного применения составляющих «образа жизни» в решении воспитательных проблем. Из вышеизложенного вытекает необходимость учитывать не только повседневные занятия детей, но и считывать способы их жизнедеятельности, способы выполнения работ, способы проведения свободного времени и т.д. Это означает, что диагностировать образ жизни – значит принимать в расчет не только форму занятия, но и свойственный ребенку способ деятельности, общения и выражения отношения к делу. Например, за регулярным выполнением домашних заданий (форма повседневных занятий) может стоять сосредоточенность внимания ребенка на учебном материале или же прятаться формальное соблюдение требований, а за активными повседневными контактами с одноклассниками скрываться соперничество или же сокрытие подлинного отношения к ним. Такой синтез формы и способа, который демонстрируют приведенные примеры, вряд ли позволяют считать, что речь идет об одном и том же образе жизни.

Представленная новация меняет сам язык, семиотику знания об образе жизни, усиливая формально-логическую сторону, повышая его инструментальную функцию.

Хотя образ жизни человека преобразует среду, но и среда меняет его образ жизни. Целесообразные изменения в среде запускают механизм, позволяющий  молодым людям прожить свое ученичество определенными способами, заранее смоделированными как необходимость. Формируемый образ жизни в образовательных учреждениях должен соответствовать всему спектру воспитательных целей. Современная ориентация на формирование гражданственности и патриотизма требует организации такого образа жизни, в котором доминировали бы свободный производственный труд (форма) и сотворчество (способ), обеспечивающие должные качество и уровень жизни. Это еще раз подтверждает верность слов Надежды Егоровны Щурковой о том, что условием, созидающим личность, является культивируемый образ жизни, достойный Человека.

Литература

1. Боровская Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: диссертация… кандидата педагогических наук / Е.В. Боровская. –Нижний Новгород: Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, 2009. –192 с.

2. Мануйлов Ю.С. Лингвистический ключ к осмыслению «образа жизни» в педагогике / Ю.С. Мануйлов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2010. – №4 (2). – С. 625–627.

3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов; Ун-т Рос. акад. образования. – 2. изд., перераб. – М. ; Н. Новгород : Ун-т Рос. акад. образования, 2002. – 155 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-85152-230-5

4. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивновой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2010. – 335 с. – ISBN 978-5-9292-0191-2

5. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Е. Щуркова. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 319 с. – ISBN 978-5-534-06546-6.

6. МОДУС ВИВЕНДИ //URL: slovaronline.com›browse/1d412310 (дата просмотра 20.01.2021)

Материалы I Международных образовательных чтений, посвященных памяти доктора педагогических наук Н.Е.Щурковой. 28 января 2022 г.

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker