Трофика среды и потребности субъекта

Трофика среды и потребности субъекта
Е.В.Тюттерина -учитель школы «Знак»
Понимая педагогику как науку и искусство управления процессами развития и формирования личности, мы ставим цели воспитания на уровне личности. Средовой подход в воспитании предполагает обращение к человеку. Если мы хотим достигнуть цели, нам необходимо управлять. Для управления в педагогике существуют разные средства. В средовом подходе (автором которого является профессор, доктор педагогических наук Ю.С. Мануйлов) главным средством для достижения цели воспитания является среда. И это не случайно.
Обращаясь к человеку в средовом подходе, мы обращаемся прежде всего к его среде. Ведь человек и среда неотделимы (неотрывны) друг от друга. «Где человек, там и среда». Еще профессор Таллинского педагогического института Мати Хейдметс понимал среду как часть окружающего мира, с которым постоянно взаимодействует субъект. Взаимодействие это может быть прямое или косвенное, в открытой или латентной форме. И среда, по М. Хейдметсу, существует только в соотношениях «субъект-среда».
Но что значит для нас понимание среды, как средства управления процессом? Как благодаря среде мы можем достигнуть цели?
Средство в педагогике, по мнению Е.Б. Ежеленко, «это предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека, это весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо…». (1)
Иными словами, данная трактовка педагогического средства имеет точки пересечения с идеей средового подхода, что все, среди чего находится субъект, может на него воздействовать. И это ВСЕ педагоги могут и должны научиться использовать в управлении процессом развития и формирования личности. Однако, ВСЕ то, что воздействует, не четко определено, требует ясности и расшифровки. На данный момент о том, что находится в среде и воздействует известно следующее. Трофика (а именно так названо то, что содержится в среде и наполняет ее): 1) это пища, усвоенная в процессе, 2) этимологически близка понятию «воспитание», но не тождественна ему, 3) содержится в среде, но не является содержанием образования, 4)усваивается, подобно знанию, но не определяется, как знание, 5) имеет много общего с понятием информация, но в отличие от информации, субъектна.
Но по-прежнему, трудно дать четкое определение данному термину. Возможно, идея о том, что трофика среды – это то, что потребляет субъект в среде, приоткроет завесу тайны над этим словом, а значит, нам представиться возможность дать четкое определение всему тому, что так влияет на субъект и с чем он постоянно взаимодействует. В данной работе нам необходимо выяснить, что он потребляет и что значит — потребляет?
Проанализировав многочисленные трактовки термина потребляет, мы приходим к выводу, что потреблять — значит, истратить что-либо на какую-то надобность, на потребу, а также означает съедать (уничтожить). Из толкового словаря В.И. Даля можно почерпнуть такое толкование. Потреблять — «это потребить что, куда, на что, расходовать, держать, издерживать, изводить, употреблять, истратить на какую-то надобность, потребу…» (2). В словаре Ожегова потребность трактуется как — надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.
Слово потреба древнее, оно упоминается уже в текстах священного писания. Хорошо известна и широко употребляется фраза из Евангелия от Луки «…едино же есть на потребу». (3, Лк. 10, 40-42). Этот пример ясно показывает нам, что: 1) у человека существуют потребности, 2) потребности различны (иерархия потребностей) и связаны между собой.
Потребности (economic needs) понимаются как объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Эту идею четко сформулировал А.Н. Леонтьев. Говоря о наличии у субъекта потребностей, он охарактеризовал их как такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Это означает, что удовлетворение потребностей также является фундаментальным условием существования. И это проявляется уже в эмбриональный период развития организма, когда ведущая роль принадлежит жизненно-важным метаболическим потребностям. Именно потребности (по мнению академика П.К. Анохина, автора теории функциональных систем) первично объединяют разнообразные процессы и ткани в системные организации. И удовлетворение этих потребностей дает адаптивный к среде и полезный для организма результат. http://www.galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-5.htm Для удовлетворения потребностей необходима постоянная практическая связь человека со средой и зависимость от нее. Это существенно важно для нас, «средовиков». Т.к. не будь у человека потребностей, ему не нужна была бы среда, а значит, невозможно было бы ее использовать, как средство воздействия. С.Л. Рубинштейн в своих трудах четко показал эту зависимость. Субъект «…испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, — во внешних предметах или в другом человеке» (с.522). Пушкинский «Пророк» начинается так: «Духовной жаждою томим…»
Человек жаждет, он томится, нуждается а, значит, является существом пассивным, страдающим, зависимым от внешнего. И на этом построена в том числе вся теория условного рефлекса великого физиолога И.П. Павлова (как отражения раздражителей внешней среды). Но с другой стороны потребности человека являются исходными побуждениями его деятельности. Благодаря этому человек выступает, как активное существо. История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Тот же И.П. Павлов выдвинул гипотезу (к сожалению она не нашла подтверждения в его работах) о том, что в поведении организма (в этой сложной форме общения организма со средой) представлен рефлекс цели. В свое время это произвело сенсацию. Ведь рефлекс – это отражение. Как это может быть связано с целенаправленным поведением? За отправной пункт своего анализа И.П. Павлов принял ориентировочный рефлекс. Именно этот рефлекс выполнял не только биологическую функцию (помогал лучше, полнее осведомиться относительно нового раздражителя), но и «включал стремление овладеть предметом». (И.П. Павлов «Мозг и психика», с.16). Выдающийся психолог Д.Узнадзе, говоря о потребностях, делает вывод, что живое существо отличает наличие потребностей, и человеку необходимо заботиться о них самостоятельно. Академиком П.К. Анохиным установлено, что уже к моменту рождения организма с опережением формируются специальные рецепторы внешней среды. Они необходимы для того, чтобы воспринимать различные параметры полезных для организма результатов. http://www.galactic.org.ua/Prostranstv/anoxin-5.htm
Зная, что ориентировочный рефлекс включает стремление овладеть предметом, и что у человеческого организма природой заложены потребности и возможности для такого овладения, необходимо выяснить, чем из внешней среды жаждет овладеть человек? А.Н. Леонтьев высказывал идею о предметности потребностей и обозначил ее, как главную характеристику потребности. Во внешней среде находится предмет, которым стремиться овладеть субъект. Что мы будем понимать под предметом? Взаимодействие со средой у субъекта происходит на разных уровнях, и, в трактовке П.К. Анохина при развитии любого организма образуются системы разных уровней (от метаболических, гомеостатических, поведенческих до психических и социальных). А это значит, что потребности (и вместе с этим и «предметы», их удовлетворяющие) можно дифференцировать. С.Л. Рубинштейн писал о том, что потребности человека с одной стороны тесно связаны между собой и проникают друг в друга, но с другой стороны различны – материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке – с другой. И если мы испытываем голод, то еда, насыщающая нас, будет являться средством для удовлетворения потребности, питая нас, и в нашем понимании будет являться трофикой (питанием). Трофика удовлетворяет как насущные биологические потребности, которые являются основой жизни любого индивидуума и способствуют росту, поддерживают питание, способствуют размножению, так и интеллектуальные и эмоциональные потребности (трофика, возбуждающая мысль и приводящая в движение чувства) и, безусловно, духовные потребности (трофика, активизирующая волю) Трофику также «можно охарактеризовать как зрительную, тактильную, звуковую, визуальную, гастрономическую, одорантную..» (5, с.- 79).
В этом контексте можно рассматривать все предметы и явления физического и духовного мира. Все материальные объекты и явления физического мира, объективно существующие и которые мы можем познать, будут являться трофикой физической. Материя – «..философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 117). Например, плоды земные, утоляющие голод, свет солнца, влияющий на жизнедеятельность и рост организма человека, вода, утоляющая жажду, одежда, защищающая тело человека от воздействия внешнего мира, и т.д. Согласно теории философа К.Поппера все мы живем среди физических тел (сами являясь таковыми) Но…
«Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать..»
Л. Гумилев
Есть нечто большее, что нужно, требуется человеку, что потребно ему. Как утолить духовную жажду?
Ответом на эти вопросы может стать признание того факта, что существует трофика духовная. И предметы культуры, то, что создано дерзанием человеческого духа, также необходимы для жизнедеятельности (их потребляет субъект). Однако, не только скульптуры Микеланджело и произведения Шекспира и Моцарта оказывают воздействие. К.Поппер в своих трудах постоянно подчеркивает тот факт, что одновременно с этим объективно существуют теории, гипотезы, проблемы, аргументы. Т.е. все то, что составляет объективное знание. В трактовке К. Поппера именно продукты человеческого сознания оказывают наиболее сильное влияние на индивидуума (на его физическую и психическую составляющие), удовлетворяя жажду духовную, когда «при этом эволюционирует сознание..» (с.26), а значит, происходит духовное возрастание личности. Похожую идею мы можем встретить в трудах Л.С. Выготского « о роли исторически развивающейся человеческой культуры в становлении и функционировании индивидуальной психики» С.9 (Выготский «Психология развития человека») Когда Лев Семенович трактует социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности. Для Л.С. Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой.
Педагогика призвана управлять процессами развития и формирования личности. Для управления у нее есть такое богатое средство как среда. Почему мы можем рассматривать среду и то, что в ней находится как средство? Потому что именно в среде содержится то, что может удовлетворить потребности индивидуума (материальные и духовные). Такое постоянное взаимодействие (субъекта и среды), когда происходит удовлетворение потребностей – это основа жизнедеятельности любого индивидуума и фундаментальное условие его развития. История потребностей – это история развития. То, что потребляет субъект (то, что мы называем трофикой) а именно: физические объекты и явления и, особенно, продукты человеческого сознания (культура) формирует и развивает потребности. Мы, педагоги, являясь управленцами, можем и должны направлять процесс развития потребностей ребенка в интересах обогащения его личности. Делать это мы можем, внося в среду определенную трофику. Но что конкретно, когда и как вносить в среду это вопрос следующих исследований. Разработка данного понятия является насущной потребностью для педагогики.

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker