Педагогика управления

Е.В. Орлов, кандидат педагогических наук

Аннотация

Автор рассматривает два основных направления в педагогике, которые определяют её сущностные характеристики: педагогику взаимодействия и педагогику управления. Второе направление представляется наиболее перспективным в настоящее время и связывается с возможностью создания педагогических управленческих технологий. Наиболее разработанной теорией и технологией в педагогике управления является средовой подход Ю.С. Мануйлова.

Evgeny V. Orlov

The summary:

The Author considers two basic directions in pedagogic which define its intrinsic characteristics: pedagogic of interaction and pedagogic of administration. The second direction is represented as the most perspective now and connected with the possibility of creation of pedagogical administrative technologies. The most developed theory and technology in administrative pedagogic is JU.S.Manuylov’s environmental approach.

Ключевые слова:педагогический процесс,педагогика взаимодействия, педагогика управления, средовой подход, педагогическая технология.

Keywords: pedagogical process, interaction pedagogic, administrative pedagogic, the environmental approach, pedagogical technology.

Педагогика как сложная многогранная сфера человеческой деятельности, имеет и множество взглядов на сущность и отличительные особенности этой отрасли. Научная сторона вопроса, связанная с определением понятия, предметом изучения, подходами, даёт основание и для организации педагогической практики – осознанной и высокоэффективной деятельности людей, определяющей будущее нации.

Каждая педагогическая практика в силу индивидуальных отличий имеет нечто особенное. Но эти практики имеют и общее, те типичные черты, которые зависят от понимания сущности педагогики и делают её более или менее современной, более или менее эффективной, востребованной и нужной для общества.

Нет однозначного определения педагогики, но большинство исследователей выделяют ряд характеристик, позволяющих выявить сущностные черты этой сферы социального бытия человека.

В наиболее общем виде педагогика рассматривается как наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека [1] (В.И. Андреев). Воспитание, образование, социализация, саморазвитие – это всё процессы становления личности человека, являющиеся, в том числе и результатом педагогического воздействия. Соответственно, специально организованный процесс становления личности лежит в основе педагогики.

Действительно, значительное число исследователей рассматривают педагогический процесс как предмет изучения данной науки (Н.В. Бордовская, А.А. Реан и др.). Это влечёт за собой необходимость определить, кто и как управляет процессом, какие существуют закономерности и условия протекания процесса. Отсюда возникает необходимость введения в педагогику понятия «управление».

И действительно, управленческий аспект встречается в определении данной науки. Например, С.И. Розум говорит о том, что педагогика изучает педагогический процесс, организованный в условиях педагогической системы. Известно, что организация деятельности есть одна из функций управления, что и позволяет выявить в приведённом определении управленческую направленность.

Подобный, управленческий взгляд на педагогику видится нам весьма перспективным для развития теории и практики, что является достаточно актуальным в настоящее время, когда даже на уровне главы государства поднимается вопрос о профессионализме педагогов.

Именно управленческий аспект дает возможность рассматривать профессионализм педагога как «способность технологично реализовать педагогический процесс, соотносить свои профессиональные действия с педагогическими технологиями» [4].

Знание закономерностей воспитания, образования, социализации позволяют правильно спроектировать процесс становления личности. Этот процесс чрезвычайно важен для общества, так как его результатом становится человек с определёнными качествами. В зависимости от набора этих качеств человек будет способен более или менее успешно проживать в обществе, занимать там определённую роль. Этим определяется социальная значимость педагогики и её отнесённость к социальному управлению.

Но этот процесс может протекать и без педагога, то есть спонтанно. Неуправляемый процесс не может гарантировать того результата, который необходим обществу для нормальной жизни. Потому данный процесс специальным образом организуется. В этом случае и возникает педагогический процесс. Именно он и будет являться предметом нашего рассмотрения в настоящей работе.

Анализ литературы показал, что сегодня на педагогический процесс существуют два принципиально различных взгляда. В первом случае речь идёт о процессе как взаимодействии субъектов. Соответственно, данное направление, наиболее широко распространённое в педагогической науке, можно назвать педагогикой взаимодействия.

Например, Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов представляют педагогический процесс как «взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних» [3]. При такой трактовке авторы рассматривают в качестве процесса последовательные изменения его участников. Воспитанники изучаются на предмет продвижения в своей воспитанности, а педагоги – пополнения профессиональной компетентности. Акцент закономерно смещается на психологию воспитания и на психологию профессиональной деятельности.

Такая трактовка педагогического процесса, на наш взгляд, имеет ряд недостатков. Процесс становления личности ребенка психологами, в силу сложившихся традиций, рассматривается, прежде всего, как процесс развития индивидуальности. Опускается процесс формирования личности, который всегда был в центре внимания педагогики. Во-вторых, работать с индивидуальностью педагогу достаточно сложно в условиях его привязанности к целой группе детей. Педагог в отличие от психолога чаще имеет дело с типом, а не с индивидуальностью, что и определяет специфику труда первого.

Психология профессиональной деятельности как предмет изучения отчасти интересен руководителям организаций, однако она является лишь необходимым дополнением к руководству образовательным учреждением.

Второе понимание предмета исследования – педагогического процесса – связано с управлением. Термин управление имеет достаточно много трактовок. Чаще всего оно понимается как процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Существенным является понимание того, что есть управляемая система. Чем управляет педагог? Конечно же, объектом его воздействия является не личность учащегося, а лишь процесс её становления. На эту особенность указывает ряд авторов: «управление есть целенаправленное интенсифицированное творческое становление» [2], «управлять – значит вызывать желательное поведение, придать ему какие то свойства, или устранять нежелательное поведение и его свойства в другом» [8].

Педагогический процесс, как и всякий другой, целесообразно рассматривать через совокупность действий. Те же Вульфов и Иванов именно таким образом определяют понятие процесса, но не разворачивают далее мысль об управленческом характере педагогики. Это обстоятельство можно объяснить силой научной традиции. В педагогике понятие управление практически не применялось достаточно длительное время.

Систематическое введение данного термина в педагогическую науку можно связать с именами А.Т. Куракина, Х.Й. Лийметса, Л.И. Новиковой. И это видение педагогики в целом и воспитания в частности как управления процессом формирования и развития личности учащегося оказалось чрезвычайно плодотворным и существенным образом меняющим прежние представления о данной сфере социальной практики.

Нам представляется возможным назвать данное научное направление педагогикой управления и считать основоположниками его А.Т. Куракина, Х.Й. Лийметса, Л.И. Новикову. Эти исследователи и их ученики впервые применили в педагогике системный подход. Современная теория управления также впервые была применена ими в данной науке. Они упорядочили сложившиеся в педагогике знания о воспитании как о «целостном управляемом процессе, о способах воздействия на этот процесс» [6].

Теоретическое обоснование и широкое применение понятие управление приобрело в средовом подходе (Мануйлов Ю.С.) – направлении педагогики, родившемся в рамках теории воспитательных систем и ставшим самостоятельной научной школой опосредованного управления процессом становления личности [7].

Анализ литературы в области теории управления показал, что категориальный аппарат исследователями раскрыт не полностью. Это не позволяет конкретизировать понятие управления, вычленять те характеристики, которые составляют сам процесс управления и являются основой управленческой технологии.

Действительно, в отношении управления чаще рассматриваются процессы, функции, связи, отношения, структура, способы, средства. Иногда управление рассматривается на уровне поведения. Например, Н.П. Бабичев рассматривает социальное управление как ряд целесообразных поступков человека в сфере управления. Конечно, поступок является составляющей поведения человека и может рассматриваться в качестве характеристики управления. Однако понятие поступок несет больше психологическую и философскую нагрузку, что делает его применение нецелесообразным в теории управления.

Более подходящим названием структурной составляющей управления является управленческое действие. Данное понятие почти не представлено в исследованиях по проблеме управления. Оно детально проработано лишь в теории средового подхода Ю.С. Мануйлова. А ведь всё, что делает педагог можно рассматривать как совершение управленческих действий. Выяснив, на что они направлены, мы и получим содержание управления.

Рассмотрим понятие педагогического процесса с позиций управления, используя концепцию средового подхода. Процесс имеет как содержательную, так и технологическую стороны. Содержательная сторона связана с пониманием того, что мы делаем, а технологическая – с тем, как мы это делаем.

По содержанию можно сказать, что мы оптимизируем процесс становления личности воспитанника. Мы регулируем процессы формирования и развития ребенка в соответствии с ценностными установками социума, закономерностями «раскрытия личности» [5], с нашими представлениями об идеальном типе личности.

Содержательную сторону определяют следующие управленческие действия: диагностика разрешающих возможностей среды, образа жизни воспитанника и его личностных характеристик; проектирование надлежащих значений среды, соответствующего образа жизни и качеств личности; продуцирование надлежащих значений среды в виде её элементов, воздействующих на личность.

Технологическая сторона представляет собой строго определённую последовательность управленческих действий педагога со средой. Управленческие действия становятся источником преобразований среды, закономерность воздействия которой на личность чётко представляется педагогом. Осуществляется логическая цепочка причинно-следственных связей: управленческое действие – среда – образ жизни – личность.

Причём, если статичные элементы среды воздействуют сразу на личность, предоставляя возможности для развития тех или иных качеств, то динамичные элементы направлены на формирование образа жизни человека, определяя вероятность использования им средовых возможностей.

Используя среду как средство достижения целей, педагог диагностирует её, проектирует необходимые характеристики среды и преобразует компоненты среды в соответствии с планом.

Таким образом, можно дать следующее определение педагогическому процессу. Это последовательность управленческих действий по диагностике, проектированию и преобразованию реальности, направленных на оптимизацию становления личности ребенка.

Понятие педагогического процесса как совокупности управленческих действий и позволяет говорить о педагогике с точки зрения технологии, дающее возможность последовательно и целенаправленно реализовывать управленческие функции, направленные на достижение заданного результата.

В настоящее время средовой подход как основная теория педагогики управления используется в практике управления образовательными учреждениями дошкольного и основного общего образования в Москве, Нижнем Новгороде и Нижегородской области, в Перми, Костанае Республики Казахстан (РК).

Управленческая теория средового подхода использовалась при организации и осмыслении работы Костанайского областного департамента образования РК (Шек Г.Г.), опосредованном управлении профессиональным развитием учителя в департаменте образования г. Перми. В логике средового подхода В.Я. Барышниковым выполнена уникальная работа «Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре» на базе Северного гуманитарного лицея г. Магадана.

Деятельность систем образования, работающих в рамках педагогики управления, отличается согласованностью, чётким пониманием закономерностей процесса управления становлением личности, осмысленностью управленческих действий на всех этажах власти, то есть, отвечает параметрам технологичности процесса.

Литература

  1. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань, 2000. — 600 с.

  2. Васильев, Г.Е. Онтология власти. Экзистенциальные и социальные аспекты: автореф. дис… док. фил. наук: 09.00.11 – М., 2008.-32 с.
  3. Вульфов, Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 1999. 616 с.

  4. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

  5. Зеньковский, В.В. Педагогика. Серия: Лекции профессоров Свято-Сергиевского Православного Института в Париже. – М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 1996. 154 с.

  6. Куракин, А.Т. Идеи управления и повышение эффективности воспитательного процесса / А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова // Воспитание как предмет исследования: сборник статей. Под ред. Л.П. Буевой, Л.И. Новиковой, Г.Н. Филонова. Ч.1. – М.: Педагогика, 1974. – С. 103-120.

  7. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. Костанай, МЦСТ, 2000. 185 с.
Создание и поддержка сайта - Tommyknocker