Cреда в искусстве. Питер Брейгель Старший

07.12.14

Доброе утро! Сегодня хотелось бы порассуждать о среде, точнее о художниках, которых интересовали не просто пейзаж или исторические события, не столько интерьер или натюрморт, сколько окружение человека, а точнее его среда.  Как известно, в педагогике среда рассматривается в единстве с человеком. Среда — это то, среди чего пребывает человек (постоянно или  временно) и что  оказывает на него влияние.  С этой точки зрения, на мой взгляд? интерес представляют лишь несколько известных художников, среди которых на первое место я бы поставил нидерландского живописца  Питера Брейгеля Старшего.  В его полотнах не только много простора, перспективы,открывающих человеку возможности. Но художник рисует и образ жизни человека как типичного представителя  сформировавшей его среды. Его персонаж  может мыслиться субъектом среды и ее порождением.   Деловитость и активность его героев в разных картинах сочетается с поэтикой их природного окружения, с мягким лиричным пейзажем. Одним из шедевров мастера является полотно под названием «Падение Икара».

——————————————————————————

 

——————————————————————————

09.12.14Piters-Breigels

    Здравствуйте, друзья и коллеги. Замечательный образ среды как средоточия  явлений одного порядка был представлен Питером Брейгелем в картине, изображающей не только игры ( визуальная энциклопедия игр), но и людей играющих. Трудно представить реальную картину этакой игровой среды, где все люди одновременно и в одном месте только бы увлеченно играли, не заботясь о хлебе насущном. Условность такой ситуации очевидна. Но так среда представляется в некоторых социологических, социально-психологических,  культурологических исследованиях. Специалисты в конкретных областях знания дают ей соответствующие названия: культурная среда, социокультурная среда, культурно-образовательная среда, образовательная среда, семейная, школьная, безбарьерная, производственная, архитектурная и прочая в различных модификациях. Влияние на педагогику смежных научных дисциплин значительно, поэтому эти понятия легко гуляют на ее просторах. Однако, в реальности оторвать предметы, звуки, формы, цвета, слова, занятия  и действия людей друг от друга невозможно. В педагогике среда всегда есть среда воспринимающего и действующего человека, всегда находящегося в ее центре, чувствующего и  переживающего разнообразные воздействия. Среда есть то, среди чего пребывает субъект, что посредствует и опосредует, и в конечном итоге осредняет его личность. Иначе говоря, среда феноменальна, в отличие от пространства и объективного мира. Это принципиально важно, только такой взгляд позволяет видеть в ней средство влияния и управления процессом развития и формирования человеческой личности. А это уже Средовая педагогика. Всего доброго, средовики!

——————————————————————————-

09.12.14

Добрый вечер! Подобно приведенной выше картине Питера Брейгеля Старшего  ощущение  нереальности происходящего оставляет известное  его полотно  с  сюжетами  народных поговорок и пословиц. Работа вызывает ассоциации  с  картинами Иеронима Босха  и, вероятно,  должна была служить средством назидания и воспитания «от противного». Но  что   вызывало восхищение у зрителя 16 века,  вряд ли  будет возбуждать buyuk-perhiz современника.  Последнему  нужна документальная достоверность или  полный улет воображения, фэнтези.

Средовики же обратят внимание на технические приемы, позволившие живописцу  изобразить среду  как средоточие  различных  человеческих  предрассудков и глупостей. Это  исчезающий вверх  горизонт, опускающий зрителя на уровень  земного и низкого.  Художник как бы делает зрителя соучастником  «коллективного бессознательного».  Это  и многообразие людей, сцен и предметов, разбросанных в картине на разном удалении, создающем  иллюзию  объема  и перспективы. Это  взгляд  художника чуть сверху, позволяющий  снисходительно воспринимать  и оценивать «происходящее».  Наконец,  это как бы «по живому» обрезанные края картины, заставляющие думать, что  перед нами  не вымысел, а правда жизни. На сегодня все. Будьте разумны и хорошего вам вечера.    ЮСМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—————————————————————————————

10.12.14

Приветствую, друзья!По картинам Питера Брейгеля действительно можно обучаться видению среды и «законам ее изображения»на плоскости. В этом смысле примечательны многие его полотна, но меня больше трогают те из них, в которых присутствует поэтика природы.  Соединить мысль и чувство, увидеть человека и природу в гармонии  не всегда удавалось художнику. Настоящим шедевром можно считать картину «Охотники на снегу», которая  высоко котируется среди ценителей искусства. Картина полна  лиризма. В ней группа охотников  , как некое целое, образуют не зрительный, но смысловой  центр картины. Периферию составляет  среда, с  заснеженным сельским пейзажем, крошечными человеческими  фигурками на льду, темными голыми деревьями,  воронами и собаками, сопровождающими охотников, дальним горизонтом с остроконечными верхушками гор на фоне влажного серого неба. Но именно эта  среда-элегия создает настрой, определяет атмосферу картины и состояние ступающих по рыхлому снегу охотников.pieter_bruegel_hunters_in_the_snow Картину невозможно передать словами, лучше всмотреться в нее и испытать нежность и светлые чувства. Приятного вам просмотра! ЮСМ

 

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker