семинар «Управленческие действия: обсуждение проблемных вопросов педагогической теории и практики»

1     

 В Нижнем Новгороде 12 декабря был проведен семинар «Управленческие действия: обсуждение проблемных вопросов педагогической теории и практики»

1

       Предлагаем вашему вниманию отзыв о нем педагога Московской школы «Знак» Е.В.Тюттериной

     Семинар, организованный Центром научных инвестиций (г. Нижний Новгород) и Лабораторией среды,  состоялся на базе МЭСИ (г. Нижний Новгород). Он был задуман как практико-ориентированный семинар для педагогов, мыслящих и действующих в логике средового подхода.

     Команда средовиков обсуждала, какие управленческие действия совершает педагог-практик, проводя любой урок, существуют ли универсальные (для всех уроков) действия.

В средовом подходе, рассматривающем педагогику как науку и искусство управления процессом развития и формирования личности, действию придается большое значение. Действие – это предусмотрительно спланированное изменение действительности (А. Гелен).

     Все мы, педагоги-практики, непрерывно действуем, но зачастую делаем это автоматически, неосознанно, интуитивно. Из теории средового подхода известно,  что самые высокочастотные слова в педагогическом лексиконе это группа слов с приставками «о-», «от-», «об-». Мы, педагоги, постоянно объясняем, описываем, обучаем, объединяем, обсуждаем и т.д….

Осознать «действие», определить, какие действия чаще всего приходится совершать, обозначить место каждого действия на уроке, определить очередность действий от звонка и начала до окончания урока, осмыслить роль определенного действия — вот задачи, которые стояли перед нами — участниками семинара.

«С чего начинается урок, с какого действия?» — вот первый и ключевой вопрос, на который мы искали ответ в первой части семинара. В живом обсуждении рождалось осознание, что классический оргмомент, считающийся началом любого урока (а именно, такое действие, как «организация»), не отвечает тем требованиям, которые предъявляет к уроку логика средового подхода. Все гораздо тоньше, филигранней! И, вместе с этим, ярче, эффективней.

     По мнению профессора Ю.С. Мануйлова (автора средового подхода в воспитании) педагогические действия разделяются на внешние и внутренние. Еще идя по коридору, не войдя в класс, любой педагог совершает такое внутреннее действие, как ожидание (он чего-то ожидает от урока, от учащихся, от самого себя). Однако, ожидание может проявляться и внешне. Можно по-разному открыть дверь в класс. И для учеников это точный сигнал — в каком сегодня настроении учитель, а значит, каков будет настрой на уроке и чего от них ждет учитель. Часто ожидание занимает считанные секунды, и мы сглатываем его, не вкусив. И несемся, спешим… Все ли готовы уроку? Должно ли приветствуют? На оргмомент отводится только пять минут! Нужно успеть. Но, как точно замечают «средовики», за ожиданием следует «обращение». И это новое не менее важное действие. «В кого мы, как педагоги, хотим обратить сегодня своих учеников?» Часто ли мы ставим перед собой такой вопрос? А обратить можно и в исследователей, и в организаторов, и в экспертов, и в игроков, и в созидателей, и в ученых… И от этого будет меняться обращение. А это уже целый театр Станиславского! Во второй части семинара нам всем (и практикам, и теоретикам) предстояла задача  поработать с таким действием, как «обращение» на конкретном примере урока. И задача оказалась не такой уж простой.

     В чем же была трудность? В средовом подходе любое действие включает в себя три элемента: предметное содержание, способ осуществления и форму выполнения.

И при проектировании урока и действия необходимо это учитывать. Например, педагогу нужно, чтобы ученики на уроке провели исследование. Значит, учитель будет обращаться к ним, как к исследователям, а значит способом, которым он  к ним обращается, может быть сопоставление (можно сопоставить уже имеющиеся данные о чем либо и то, что еще не известно, и задать правильный вопрос). Предметное содержание в данном случае будет зависеть от того, что хотелось бы исследовать. А формой действия обращения могло бы быть, например, зачитанная педагогом новость из газеты под рубрикой «сенсация» или видеообращение …

     Вот так, вживую проектируя, мы, и практики, и теоретики, осознавали важность того, что на ученика оказывает воздействие и предметность (содержание), и то, каким способом доносит свое ожидание учитель. Если это сделано точно, весь урок гармонично выстраивается: генерируются нужные стихии, вносится определенная трофика, происходит работа с мечеными, формируется образ жизни и достигаются цели. Таким образом, «ожидание» как действие – это уже элемент управления.

     На наш семинар 14 декабря приехали 10 человек. Длился он около 3 часов. Исписано нами было около 10 листов бумаги, выпито около 20 чашек чая. Это не очень большие цифры. Но, как известно, не все в педагогике измеряется цифрами. Те ожидания, с которыми мы пришли, то обращение, с которым к нам выступил руководитель семинара доктор пед. наук, профессор Юрий Степанович Мануйлов, то живое обсуждение, которое возникло в результате, то озадачивание, которое произошло в конце, позволило нам (на мой взгляд) теоретически и практически продвинуться в понимании ключевых слов средового подхода. В управлении процессом развития и формирования личности на современном этапе остается незыблемым сочетание прочной фундаментальной теоретической базы (средового подхода в воспитании) и творческой педагогической практики, а именно, науки и искусства.

     Впереди у ассоциации средовиков целая серия семинаров. А в планах у нас издание методических пособий в помощь учителю.

16 декабря 2013 г.

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker