Измеряем стихии в школе

Кораблев О.Л., научный сотрудник лаборатории НИРО

Характеризуя среду в логике средового подхода Ю.С. Мануйлова, мы выделяем ее элементы. Элемент возможности – «ниша», элемент достоверности – «меченый», элемент вероятности – «стихия». «Ниша» — это поле возможностей для удовлетворения потребностей, условное или конкретное место пребывания человека. К примеру, урок, библиотека, стадион, книга, фильм, жизненная философия и др. К нишам можно отнести все создаваемые школой возможности, а так же те возможности, которые существуют объективно, не зависимо от управленческих функций школы. Эффективность ниш или возможностей соотнесена с наполнением их трофикой – соответствующим питанием, зависящим как от качества и количества предлагаемой «пищи», так и от способа ее потребления. Возможности среды сами по себе еще не предопределяют результат ее влияния. Вряд ли можно допустить, что все предоставленные возможности среды могут быть реализованы в полном объеме. Всегда существует степень некой вероятности, что именно и как будет воспринято и усвоено. Поэтому, рассматривая возможности, необходимо учитывать еще один параметр среды – вероятность.

Параметром  вероятности того, что возможности среды будут актуализированы и реализованы, является стихия. Среда благодаря тем или иным стихиям способна актуализировать, утверждать те или иные способы бытия, специфицирующие образ жизни личности. Стихия для педагога – это присутствие силы, направляющей вектор воздействия среды. Если в нише присутствует стихия, то с определенной степенью вероятности можно предположить, что данная ниша питает соответствующей трофикой каждого, кто в ней пребывает. Рассматривая детей в отдельности,  можно заметить, что одна и та же ниша питает кого-то в большей, кого-то в меньшей степени. Если же говорить о типе личности, то среда ( а ниша — это элемент среды) осредняет, формирует личность, что для педагога важнее, так как педагог в массовой школе призван работать преимущественно с типом школьника, а не с индивидуальностью. Так как среда одновременно, непрерывно и образовывает, и воспитывает, и социализует и, в конечном счете, развивает и  формирует, то человек, пребывая в некой нише, получает определенное для себя питание. От питания, получаемого в нише,  зависит, как он будет формироваться или развиваться. Важно помнить, что в одной и той же нише питание разное, какое-то будет усваиваться очень легко, а какое-то плохо или вообще отторгаться. Здесь важен способ питания. Если мы снова будем говорить об индивидуальности человека, частностях, то даже в самой неблагоприятной нише кто-то может получить хорошее питание. Важнейшим фактором результата вос-питания конкретной ниши выступает вероятность, т.е. «стихия». Если присутствует некая стихия в нише, то вероятность получения питания, активизированного этой стихией, увеличивается «прямо пропорционально» силе этой стихии.

История появления самого понятия «стихия» очень древняя и сложная, и относится к объяснениям первооснов материи. Более привычное для многих понятие – «природные стихии». Именно эти стихии мы можем вполне конкретно увидеть и описать, а так же наблюдать их последствия. Особенно показательно в этом отношении лето 2010 года для стихии огня и попытки человека обуздать эту стихию. Самым эффективным способом борьбы со стихией огня признано считать отжиг, т.е. создание встречного огня. Иначе – это действие, толчок генерирующий появление новой, подобной стихии, вследствие чего они начинают «бороться» между собой за господство. Две одинаковые стихии, имея разные векторы направления, уничтожают друг друга. Имея одинаковый вектор направления, они суммируют свою энергию и проявляются с большей силой.

Сложнее понятие — «социальная стихия», но принцип проявления и «борьбы» во многом совпадает.

Социальная стихия – это мощная сила, которая направляет массу людей, объединенных некой единой «ценностью», осознание которой может отсутствовать. Сила, способная захватить массу людей, может быть описана по внешним признакам, вместе с этим она содержательна. Социальная стихия – это энергия, порождаемая резонансом, психическим состоянием людей, парализующим их волю. Так можно попытаться представить этот феномен с позиции психологии. Для педагога стихия – это важнейший элемент среды, определяющий ее роль в воспитании человека, с которым нельзя не считаться. Стихия выступает категорией вероятности освоения имеющихся возможностей среды. Присутствие стихии в нише актуализирует и способствует повышению вероятности воздействия на человека данной среды. Таким образом, педагогический смысл явления, называемого «стихией», состоит в его власти над детьми. В образовательной среде педагог и ученик могут быть охвачены единой стихией как созидательного, так и разрушительного направления. Учитывая и анализируя стихийные процессы в педагогике, становится возможным определять вероятностную связь между формирующимися типами личности, которых захватила стихия и их ценностным миром бытия.

Выявление стихий является не всегда легкой задачей мониторинга образовательной среды. Признаками присутствия стихий выступает объединяющий массу или группу людей некий принцип самовыражения. Причем данный примечательный признак может не принадлежать отдельной личности входящей в эту группу, массу. Признаки могут быть внешне заметными, могут быть глубоко скрытыми, могут проявлять себя спонтанно, могут закономерно.

Важным моментом мониторинга является порядок диагностических действий, направленных на выявление стихий и прогнозирование вероятности реализации определенных возможностей среды. Для фиксации и оценки стихий применяются такие методы, как метод наблюдения, тестирования, индукции, интуитивный метод и др. Учитывая особенность стихийных процессов и сложность их определения, от эксперта требуется специальная подготовка.

Один из признанных и используемых в данном случае методов, является метод наблюдения. Эксперт, применяя метод наблюдения, в соответствии с поставленной управленческой задачей, в начале по внешним признакам определяет группы, формальные и неформальные объединения школьников, как потенциальные носители стихий. Необходимыми индикаторами для вычленения таких групп выступает объединяющий их образ жизни, их отношение, проявляемое во внешних признаках к чему-либо, или кому-либо (сосредоточение, сомнение, соревнование, сопереживание, совершенствование, сопротивление и др.). В данном случае будет так же уместен метод тестирования для выявления и оценки отношений. Метод тестирования может быть применен в дополнение к наблюдению, для более детального исследования стихий.

Стихию необходимо представлять и мыслить как некую силу, характеризующуюся энергией и массой. Особенно не задумываясь о происхождении и специфики, предложенных в перечне стихий, можно без особого труда выбрать те, которые нам знакомы в школе. Например, стихия: моды, игры, телефономании, следование авторитетам, безнаказанности, матерщины, неприятия, любопытства,  поиска, интернет-развлечений, творчества и др. Таким же естественным способом можно определить и их характеристики. В результате возникает представление о том, какие из них доминируют в школе. Стихии, господствующие длительное время, будут указывать на их жизнестойкость. Другие могут появиться на некоторое время и затем исчезнуть навсегда. Каждая стихия имеет свой фронт распространения и может присутствовать как в одной, так и в нескольких нишах одновременно. Вместе с этим не в каждой нише вообще может присутствовать стихия. Распознавание стихий — это поиск активного, динамического элемента в исследуемой среде. Оценивание же выявленных стихий – это процесс определения силы влияния стихий, степени их власти над школьниками, способности принуждать, захватывать, увлекать индивидов, метить, программировать поведение, проникать в различные сферы функционирования и распространять свое влияние.

Мониторинг стихий состоит из двух этапов. Первый этап (продолжительностью год) –  выявление в исследуемой среде господствующих стихий. Второй этап — сопоставление полученных диагностических данных с текущими результатами в последующем учебном году.

Годовой мониторинг выявляет доминирующие стихии, которые господствуют в исследуемой среде. Эти данные позволят с наибольшей вероятностью выстраивать и корректировать средообразовательный процесс на следующий год. Насколько заметные изменения произойдут в исследуемой среде, покажет второй этап мониторинговых исследований, который будет организован в последующем учебном году.

Распознавание и характеристика стихий по разным признакам – это первый шаг к оценке сложного динамического элемента среды. Изучение закономерностей стихийных процессов открывает перспективу улучшения качества среды и повышения результативности управленческого процесса в школе.

  1. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб-метод. пособие. – М.-Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. – 220 с.
  2. Мануйлов Ю.С. О стихии, стихийности и стихиальности в образовании // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сб. науч. статей / под ред. Ю.С. Мануйлова (отв. ред.), И.И. Сулимы, Е.В. Орлова, Е.М. Кузьминой. – М. – Н.Новгород: РАСТР-НН, 2007.
Создание и поддержка сайта - Tommyknocker