«Дом детства – мое творчество, моя семья, моя жизнь»

Очерк.

1

 Ю.С.Мануйлов

1

Людмила Юдина:

«Дом детства – мое творчество, моя семья, моя жизнь»

1

1

        Когда думаешь о детях, то мир приобретает  яркие краски. Яркие и одновременно нежные тона (не будучи экстрасенсом) я нахожу их в цветовой гамме человека, посвятившего себя детям. Рассказать хочу о  Людмиле Михайловне Юдиной, отличнике просвещения РСФСР, отличнике образования СССР, Заслуженном учителе России.  Но замечу, в ее цветовой палитре присутствуют и строгие тона, потому что Людмила Михайловна еще и администратор — директор МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска.

Раньше я считал, что настоящей  женщине трудно совмещать лирику с прозой, душевное тепло  с холодной рассудительностью, полет фантазии  с трезвой оценкой происходящего. Однако, в этой изящной привлекательной даме все это сочетается чудесным образом. Ее энергии, такта и ума хватает на то, чтобы позаботиться о настроении, здоровье воспитанников, их творческих успехах, удовлетворить  родительские запросы, даже вовлечь мам и пап в совместную работу по раскрытию талантов, развитию интересов и формированию нравственных качеств   детей. Людмила Михайловна умеет  вызвать у педагогов желание работать с полной отдачей. Суббота и воскресенье – если и выходные дни, то только не во Дворце.

Можно удивляться, как в условиях недофинансирования руководитель справляется с хозяйственными делами.  Кроме коммунальных выплат и зарплаты организация практически больше ничего не получает. А чтобы Дворец  соответствовал этимологии этого слова,  нужно изобретать, предпринимать, действовать, творить, обеспечивать образовательный процесс! И в его организации важную роль играют компетентные, способные, заместители директора: Алла Леонидовна Гусева, Анна Вадимовна Ладо, Надежда Борисовна Барыбина, методист Евгения Викторовна Пилипенко. Вы можете заметить, что все администраторы детских  учреждений, организуя образовательный процесс, занимаются  благоустройством помещений и на это тратят свои силы и  время.  Но  феномен Людмилы Михайловны заключается в том, что  она мастерски совмещает свои административные, менеджерские и педагогические обязанности. И то, как (глядя со стороны) легко и непринужденно у нее это получается, достойно восхищения.  Женственность, тактичность, непосредственность в общении  — такие качества редко встречаются у  современных бизнес-леди,  лидеров, командиров производства. Что меня поражает в Л.М.Юдиной прежде всего? Это умение  расположить к себе людей,  быть объективной, видеть перспективу  и сплачивать вокруг  себя людей разных возрастов, профессий и социального положения в обществе. Кто хоть раз был на ежегодных отчетных концертах коллектива  Дворца (я с удовольствием посещаю  уже третий год), не может не оценить их масштабность, праздничность и особую творческую атмосферу  по обе стороны театральной рампы.

За долгие годы у Дворца сложился «институт друзей» и в значительной степени благодаря личности его директора.  «Все лучшее — детям!»– от этого лозунга периода советской власти директор старается не отступать и в наши дни. Наука – основная производительная сила общества – в таком значении Людмила Михайловна ее  воспринимает и сегодня. Она сохранила уважительное отношение к ученым и их деятельности. Неслучайно Дворец был экспериментальной площадкой НИИ  семейного воспитания Российской академии образования. Жизнь Дворца — это не просто череда различных мероприятий, а спланированная, цельная система.

Людмила Михайловна, как и другие ее коллеги, «по кирпичикам» строила воспитательную систему гуманистического типа,  считая, вслед за академиком Л.И.Новиковой, что   «Воспитание результативно, когда системно». Дворец прошел все этапы становления воспитательной системы: зарождение, функционирование, развитие. В основе системы лежит многопрофильная,  системообразующая деятельность детей, умело направляемая педагогами. Такая система не только открывает дарования  и развивает  способности детей, но формирует у воспитанников потребность в содержательном общении. В результате складываются отношения ответственной зависимости и избирательного характера, и создается культура, необходимая развивающейся личности в обществе.

Сколько замечательных людей вырастил Дворец…..Не перечесть всех, кого занятия в кружках и секциях  приобщили к творчеству и определили их жизненный путь. В последние годы, когда общество ощутило острую потребность в развитии  творческой индивидуальности и консолидации молодежи на основе формирования гражданской идентичности, акценты в деятельности Дворца сместились. Теперь среда личности ребенка, подростка, молодого человека стала основным объектом исследований и предметом заботы всего педагогического коллектива. Известно, что процесс  становления личности протекает  с разной скоростью, но по определенному, задаваемому взрослыми, маршруту. Педагоги Дворца  попытались задать этот маршрут с помощью специально организуемой предметно-эстетической и культурно-образовательной среды. В частности, педагогический эксперимент касался среды формирования этикета  в коллективах  различной образовательной направленности (спортивно-массовой и художественной). Приобрели актуальность вопросы средообразования на основе привлечения  кадровых и материальных ресурсов всего города.  Проще было бы назвать  менеджментом среды направление, которое стало важнейшим в работе директора, ибо нужно было учиться науке опосредованного  управления активностью инвесторов через создание привлекательного образа учреждения. По мере того,  как эстетически облагораживалось здание, оснащались, оборудовались мастерские, учебные кабинеты,  а также обогащался репертуар и совершенствовалось исполнительское мастерство; по мере того, как представители бизнес- и госструктур замечали все возрастающий успех коллектива , заслуженно побеждавшего на различных конкурсах в России и за рубежом, росли и материальные вклады, научные инвестиции во Дворец. Привлекательная и постоянно расширяющаяся в пространстве города  среда детского творчества определила высокий рейтинг учреждения. Чтобы сохранить свои позиции и достижения, поднять инвестиционную привлекательность организации в условиях рынка, увеличить доходную часть  и,  в конечном итоге, обеспечить конкурентные преимущества,  руководители  вынуждены были выстраивать деловые связи с потенциальными партнерами. Сложились отношения сотрудничества с Администрацией г.Дзержинска, предприятиями и организациями. Людмила Михайловна более сорока лет живет в этом городе и всех знает. Она — доверенное лицо одного из депутатов и умеет сформулировать проблемы так, что находит понимание в окружении руководства города и депутатского корпуса. Город выделяет определенные финансовые средства на нужды  Дворца. Приобретается инвентарь, обновляется интерьер, оказывается поддержка детским коллективам на участие в фестивалях и конкурсах различного уровня.    В ответ на это администрация Дворца приглашает на свои праздники и концерты, направляет благодарственные письма  тем, кто помогает улучшать среду воспитанников. Дружественные отношения сформировались и с представителями местных СМИ. Связи с  телевизионной компанией «Дзержинск» давние. «Чтобы создать имидж учреждения, — говорит Людмила Михайловна,  — я еду к телевизионщикам или приглашаю их во Дворец. По экрану показывают городские мероприятия и нас не забывают. В свою очередь, мы встречаемся в студиях ТВ, участвуем в молодежных программах, обсуждаем воспитательные проблемы. События нашей творческой жизни отражаются и на страницах местной прессы, которую читают горожане».  И с коммерсантами у Дворца отношения партнерские, в которых чувствуется необходимость друг в друге. «Нужны Снегурочка и Дед Мороз? Пожалуйста. Елки — это наш приработок. Даем концерты для попечителей. Участвуем  на корпоративных праздниках. Взамен получаем  необходимую материальную поддержку», — говорит директор. Нам известно, что международная компания «Prokter and Gambli» помогла реализовать три социальных проекта: «Формула здоровья» (ремонт спортивного зала), «Сцена – театр жизни» (ремонт театрального зала) и «Галерея ЭКСПО» (ремонт выставочного зала).  Компания «Тосол-синтез» регулярно отмечает лучших педагогов денежными премиями, выделяет средства на приобретение танцевальных костюмов, а в летний период выполняет строительные работы, меняет напольное покрытие и пр. Много сделано во Дворце благодаря помощи  меценатов. Друзьями Дворца являются  «Афганцы», для которых проводится акция «День доброго сердца»,  9 мая чествуем ветеранов, во Дворце традиционно организуются открытие декады пожилого человека, День матери.

Институт друзей Дворца  — явление многослойное. Не только администрация, но каждый педагог имеет свой круг надежных друзей и помощников. Среди них — много бывших воспитанников Дворца, которые знают, что им всегда будут рады. Людмила Михайловна — успешный менеджер, который заключает сделки, считает деньги, решает, на что их  тратить. Временами сетует:  «Превратилась в «снабженца», приходится просить то путевку, то материальную помощь, составила даже график обращений к состоятельным и значимым лицам (даже к подругам), а это всегда нелегко. В СССР было проще, все хозяйственные вопросы подкреплялись бюджетом и безпроблемно решались  строительным отделом Управления образования. Все делалось планомерно. А сейчас — сплошная бюрократия: огромный вал бумаг, на все нужен официальный запрос и ответ. Много надзорных организаций. Но есть и положительное — сегодня больше возможностей для творческой работы».  Бесспорно, Людмила Михайловна могла бы быть хорошим чиновником. В свое время один из мэров  предлагал возглавить городской отдел культуры, коллеги рекомендовали баллотироваться в Городскую  Думу, но она отвечала: «Нельзя хорошо делать сразу два дела». И, оставшись членом Совета директоров образовательных учреждений г.Дзержинска, возглавляя городскую детскую организацию – Союз «Крылатая юность», являясь членом многочисленных координационных Советов и оргкомитетов, она всегда держит руку на пульсе жизни города, области, страны.

В период падения престижа учительской профессии, нужно было с большим вниманием заботиться о материальном  и  душевном комфорте педагогов (почти 90 человек!), о поднятии их авторитета через  повышение роли и ответственности, совершенствование их профессионального мастерства. Кроме «внутрифирменного» обучения (семинары)  педагоги периодически повышают свою квалификацию в других учреждениях области. Главное, говорит директор, не опускать планку, которая достигнута за долгие годы работы и творчества.

Руководитель Дворца готов идти на уступки своим сотрудникам, но не в вопросах качества их работы, внешнего и морального облика.  «Завтра — отчет – это праздник, — говорит Людмила Михайловна. Значит —  новые платья, красивые прически, улыбки на лицах – здесь особенно нужно выглядеть привлекательно». А праздники во Дворце — не редкость, и подготовка к ним ведется серьезная, в высоком темпе и с предельной требовательностью. И это нравится коллективу, для которого Дворец стал вторым домом. Этому же дому Людмила Михайловна, по ее признанию, отдала полжизни. Пожелаем же этому замечательному человеку  не останавливаться  на достигнутом, а брать новые вершины и побеждать.

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker